Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Латинский язык (190,00 руб.)

0   0
АвторыКухарук М. Ю.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц144
ID603309
АннотацияПособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, учебным планом и программой дисциплины. Содержит теоретический материал, задачи, вопросы и задания для самопроверки, а также словарь, сгруппированный по темам, список крылатых латинских выражений, литературу
Кому рекомендованоПредназначено для студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 - Биология
УДК811.124
ББК81.2
Латинский язык : практикум. Направление подготовки 06.03.01 - Биология. Бакалавриат / М. Ю. Кухарук .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 144 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603309 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК ПРАКТИКУМ Направление подготовки 06.03.01 – Биология Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 811.124 (075.8) ББК 81.2 я73 Л 27 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Л 27 Латинский язык: практикум / авт.-сост. <...> Словообразование в биологической терминологии через сложение корневых морфем . <...> Биолог-бакалавр должен грамотно пользоваться постоянно обновляющимся профессиональным языком и понимать законы, определяющие возникновение терминов и номенклатурных наименований. <...> Теоретическая информация, представленная в пособии, сопровождается системой упражнений, позволяющих сформировать у студентов практические умения по построению номенклатурных наименований и помогающей в освоении биологической терминологии. <...> Значительным естественнонаучным трудом является грандиозная энциклопедия «Histyria naturŏlis» («Естественная история») Плиния Старшего (23–79 гг. н. э.), где, помимо описания многих растений и животных, он обратил внимание на то, что среди авторов не существует единого подхода к пониманию объёма видов и разновидностей. <...> В эпоху Возрождения был открыт путь бурному развитию всех биологических наук и соответственно биологической терминологии и номенклатуры. <...> Биномиальная номенклатура в том виде, в котором она применяется в наше время, сложилась во второй половине XVIII – начале XIX вв. <...> Некоторые из полиномиалов состояли всего из двух слов, но сходство с биномиальной номенклатурой - 11 - ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК было лишь поверхностным. <...> Согласно этому принципу, названия всех растений, относимых к одному роду, следовало начинать с одного и того же слова или устойчивого словосочетания – имени рода. <...> Имена видов должны были образовываться при помощи добавления к имени рода более <...>
Латинский_язык.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Латинский_язык.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК ПРАКТИКУМ Направление подготовки 06.03.01 – Биология Бакалавриат Ставрополь 2016
Стр.1
УДК 811.124 (075.8) ББК 81.2 я73 Л 27 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Л 27 Латинский язык: практикум / авт.-сост. М. Ю. Кухарук. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 144 с. Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования, учебным планом и программой дисциплины. Содержит теоретический материал, задачи, вопросы и задания для самопроверки, а также словарь, сгруппированный по темам, список крылатых латинских выражений, литературу. Предназначено для студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 – Биология. УДК 811.124 (075.8) ББК 81.2 я73 Автор-составитель канд. биол. наук, доцент М. Ю. Кухарук Рецензенты: д-р биол. наук, профессор А. Л. Иванов, д-р фарм. наук, профессор Э. А. Манвелян © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ................................................................................................................. 4 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. История развития латинского языка ....................................... 6 2. Фонетика латинского языка .....................................................20 3. Морфология латинского языка. Имя существительное ....32 4. Существительные I склонения .................................................38 5. Существительные II склонения ...............................................42 6. Прилагательные первой группы (I, II склонение) ...............46 7. Существительные III склонения ..............................................52 8. Прилагательные второй группы (III склонение) .................58 9. Степени сравнения прилагательных ......................................63 10. Существительные IV и V склонения ......................................67 11. Предлоги и союзы .......................................................................71 12. Числительные, глаголы, наречия ............................................74 13. Префиксальное словообразование .........................................80 14. Словообразование в биологической терминологии через сложение корневых морфем ..........................................83 15. Основы латинской биологической номенклатуры .............95 Литература ................................................................................................................102 Приложения .............................................................................................................103
Стр.3
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение латинского языка студентами-биологами создаёт базу для терминологической подготовки бакалавров, способствует усвоению специальной терминологии и дальнейшему её использованию в профессиональной деятельности. Современная биологическая терминология складывалась на протяжении всей истории науки. Биолог-бакалавр должен грамотно пользоваться постоянно обновляющимся профессиональным языком и понимать законы, определяющие возникновение терминов и номенклатурных наименований. Знание алфавита, фонетических, морфологических, словообразовательных и лексических ресурсов латинского языка вместе со словообразовательными и лексическими ресурсами древнегреческого, а также элементов латинской грамматики значительно облегчает чтение и понимание литературы на любом европейском языке, научных трудов, созданных на латыни, а также учебных материалов по дисциплинам биологического цикла. Введение данного курса в первом семестре обучения благотворно воздействует на понимание биологической терминологии и номенклатуры цикла профессиональных дисциплин в целом, а в частности ботаники, зоологии, микробиологии и вирусологии, анатомии, физиологии, цитологии и др. Общепонятную, унифицированную терминологию и номенклатуру нельзя строить на основе какого-либо из живых языков. Всякий язык развивается, подчиняясь собственным законам, остановить его развитие – значит умертвить его. По этой причине таксономия и номенклатура пользуется мёртвым латинским языком, который естественным образом, без каких-либо специальных решений и договоров, в силу многовековой традиции сохранился в некоторых отраслях современной науки, в том числе и биологии. Несмотря на то, что латинский язык перестал быть средством международного общения, письменным языком науки, древнегреческий и латинский языки, классические языки античного мира, оказавшие огромное влияние на культурное и научное развитие человечества, и поныне остаются главными источниками для пополнения новой естественнонаучной терминологии. - 4 -
Стр.4
Предисловие Таким образом, предлагаемое учебное пособие ставит перед собой цель выработать у будущих бакалавров-биологов основы профессиональной компетентности через изучение профессионального языка: современной биологической терминологии и номенклатуры на основе латинской грамматики. Теоретическая информация, представленная в пособии, сопровождается системой упражнений, позволяющих сформировать у студентов практические умения по построению номенклатурных наименований и помогающей в освоении биологической терминологии. С целью развития общекультурного уровня будущих специалистов в пособии приведены крылатые латинские выражения и старинная студенческая песня «Gaudeamus igitur». Изучение дисциплины способствует формированию следующих компетенций: ОК-5 – способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Дисциплина, согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 – Биология, реализуется в структуре вариативной части в I семестре I курса. - 5 -
Стр.5