Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Анализ политических текстов (528,00 руб.)

0   0
Первый авторАлтунян Александр Генрихович
ИздательствоМ.: Логос
Страниц384
ID590580
АннотацияРассматриваются общая концепция политического текста, риторические приемы, разнообразные аспекты анализа текстов, приводятся краткая история российского политического дискурса и сравнительная характеристика российского, советского, американского дискурсов. Анализируются конкретные политические тексты разных жанров, эпох, стран: современных российских, а также советских и зарубежных авторов.
Кому рекомендованоДля студентов вузов, получающих образование в области политологии, журналистики, связей с общественностью, юриспруденции и филологии, а также для политических и государственных деятелей, политконсультантов и сотрудников политического аппарата партии и общественных движений.
ISBN978-5-98704-479-7
УДК82-92
ББК66
Алтунян, А.Г. Анализ политических текстов / А.Г. Алтунян .— Москва : Логос, 2014 .— 384 с. — ISBN 978-5-98704-479-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/590580 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-98704-479-7 Рассматриваются общая концепция политического текста, риторические приемы, разнообразные аспекты анализа текстов, приводятся краткая история российского политического дискурса и сравнительная характеристика российского, советского, американского дискурсов. <...> Отдельная глава посвящена одному из самых популярных жанров – политической карикатуре и политическому плакату. <...> Риторические приемы: образные системы, интонационные, графические акценты, системы и способы аргументации, мобилизации. <...> Своеобразие российского политического дискурса по сравнению с советским дискурсом. <...> Своеобразие современного российского дискурса по сравнению с американским . <...> Анализ текстов современных российских политиков и публицистов . <...> Тезисы клуба «Гражданнские дебаты» дня Гражданского форума . <...> Основная цель курса — объяснить, как устроены политические тексты, показать, как можно их анализировать и какую информацию из них можно извлекать. <...> Умение внимательно читать политические тексты — необходимое условие осознанного отношения к политике. <...> Основное внимание мы уделяли современным политическим текстам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые составляют основу современного политического дискурса. <...> 9 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС 10 11 Лек ция 1 Феномен политического текста. <...> Устные и письменные политические культуры Рабочее определение политического текста ырабатывая дефиницию политического текста, определимся с тем, что же такое политический текст. <...> Актуальными мы будем считать такие политические тексты или темы, проблемы, поднятые в текстах, которые, с нашей точки зрения, актуальны для современной политической жизни. <...> Феномен политического текста 13 ми, надо не только понимать события с точки зрения политической актуальности, но и уметь оценивать возможную реакцию общества: как политическая аудитория, отдельные ее части, воспримут это событие, как его можно использовать в политической пропаганде <...>
Анализ_политических_текстов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.380
Стр.381
Стр.382
Стр.383
Стр.384
Анализ_политических_текстов.pdf
Новая Университетская Библиотека
Стр.1
Каменистые тропы науки – это горы литературы, уступы книг, которые нужно прочесть, усвоить. Но книги – это путеводитель, по которому можно ориентироваться на дорогах науки. А.Я. Яншин, академик
Стр.2
А.Г. Алтунян АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Курс лекций Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Политология», «Журналистика», «Связи с общественностью», «Юриспруденция» Москва • Логос • 2014
Стр.3
УДК 82-92 ББК 66 А52 Рецензенты Ю.М. Антонян, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации А.А. Вербицкий, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Алтунян А.Г. А52 Анализ политических текстов: учебное пособие / А.Г. Алтунян. – М.: Логос, 2014. – 384 с. ISBN 978-5-98704-479-7 Рассматриваются общая концепция политического текста, риторические приемы, разнообразные аспекты анализа текстов, приводятся краткая история российского политического дискурса и сравнительная характеристика российского, советского, американского дискурсов. Анализируются конкретные политические тексты разных жанров, эпох, стран: современных российских, а также советских и зарубежных авторов. Отдельная глава посвящена одному из самых популярных жанров – политической карикатуре и политическому плакату. В приложении даны анализируемые тексты. Для студентов вузов, получающих образование в области политологии, журналистики, связей с общественностью, юриспруденции и филологии. Представляет интерес для политических и государственных деятелей, политконсультантов и сотрудников политического аппарата партии и общественных движений. УДК 82-92 ББК 66 ISBN 978-5-98704-479-7 © Алтунян А.Г., 2006, 2014 © Логос, 2006, 2012, 2014
Стр.4
5 Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС Лекция 1. Феномен политического текста. Прагматика, стратегические и тактические функции политического текста. Жанры политических текстов. Специфика разных жанров. Устные и письменные политические культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Лекция 2. Построение и структура политического текста . . . . . . . . . .28 Лекция 3. Анализ политического текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47 Лекция 4. Политический текст как идеологический феномен. Как реализуются в политическом тексте убеждающая и мобилизационная ôóíêöèè. Политический текст в контексте политической борьбы . . . . . . .63 Лекция 5. Политический текст как исторический феномен. Специфика современных политических текстов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 Лекция 6. Политический текст и другие типы текстов. Политическая реклама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 Лекция 7. Адресат политического текста. Типология адресации в политическом тексте. Пропаганда и манипуляция общественным мнением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131 ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС Лекция 8. Работа с листовками и политическими текстами. Политическая карикатура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159 Лекция 9. Риторические приемы: образные системы, интонационные, графические акценты, системы и способы аргументации, мобилизации. Образы в политическом тексте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 Лекция 10. Своеобразие российского политического дискурса по сравнению с советским дискурсом. Советский и нацистский политический дискурс. Советские и российские политические тексты. Своеобразие современного российского дискурса по сравнению с американским . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240 Лекция 11. Анализ исторических политических текстов. Анализ российских текстов XIX â. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266 Лекция 12. Анализ современных российских политических текстов. Анализ текстов современных российских политиков и публицистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285 Лекция 13. Разница между российско-советской письменной и англо-американской устной культурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .315 ПРИЛОЖЕНИЯ Российские тексты XVIII–XIX ââ. Приложение 1. Сон, счастливое общество (Трудолюбивая ï÷åëà. 1759. Äåêàáðü. Ñ. 738–747) . . . . . . . . . . . . . . . . . .339
Стр.5
6 Приложение 2. Журнал «Âñÿêàÿ âñÿ÷èíà» (Ñ. 164–169) . . . . . . . . . .341 Приложение 3. Ф.В. Растопчин. Дружеские послания от главнокомандующего в Москве к жителям ее (Àôèøêè 1812 ãîäà) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .343 Приложение 4. Перехваченное письмо. (ÑÏá. Ведомости. 1831. № 168–169) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .344 Советские тексты Приложение 5. Паника среди американских радиослушателей (Ïðàâäà. 1932. 3 íîÿáðÿ. Ñ. 5) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .347 Приложение 6. Герои Хасана (Ïðàâäà. 1938. 26 îêòÿáðÿ. Передовая редакционная ñòàòüÿ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .348 Приложение 7. Большевистская программа борьбы за устойчивый óðîæàé. (Ïðàâäà. 1938. 27 îêòÿáðÿ. Передовая редакционная ñòàòüÿ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349 Приложение 8. И.Г. Эренбург. Рабы смерти. (Ïðàâäà. 1942. 7 àïðåëÿ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351 Тексты зарубежных политиков и журналистов Приложение 9. Дж. Кеннеди. Речь перед жителями Западного Берлина 11 июня 1963 ã. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353 Приложение 10. М. Юсин. Самоцензура. Американское телевидение учится освещать войну с патриотических позиций (Èçâåñòèÿ. 2001. Íîÿáðü) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .354 Приложение 11. К. Пауэлл. Партнерские отношения: работа продолжается (Èçâåñòèÿ. 2004. 26 ÿíâàðÿ) . . . . . . . . . . . . . . . . . .356 Тексты современных российских политиков и журналистов Приложение 12. Полемика À. Козырева и Ñ. Станкевича . . . . . . . . .359 Приложение 13. А.И. Лебедь. «Новая империя» наступает. На старые грабли. Размышления по поводу расширения НАТО (Èçâåñòèÿ. 1997. № 84) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367 Приложение 14. С.К. Шойгу. Взгляд на будущее России. Как вывести страну из зоны чрезвычайной ситуации (Èçâåñòèÿ. 1999. 29 îêòÿáðÿ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373 Приложение 15. П. Анохин, В. Игнатов. У медведей свое лицо. «Единая Россия» решила стать интеллектуальным и политическим центром страны (Òðóä. 2003. 1 àïðåëÿ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .379 Приложение 16. Г. Павловский. Почемы мы эксперты? Тезисы клуба «Гражданнские äåáàòû» дня Гражданского форума . . . . . . . . . . . .381
Стр.6
380 Приложения Он, по словам руководителя парламент ской фракции «Регионы России» Олега МОРОЗОВА, представля ет собой «новую идеологию XXI века». «Мы намерены стать пар тией национального успеха Рос сии, — говорится в документе. — И заявляем: в России есть партия, способная ставить и решать зада чи, достойные этой цели». Вмес то известного лозунга о пролета риях, по словам Морозова, под разумевается призыв: «Россияне всей страны, соединяйтесь!». «Сегодня нет в чистом виде ни «правой», ни «левой» идеологии, есть люди, проживающие в России, — заявляли в кулуарах «единороссы». — Мы предлагаем иде ологию здравого смысла, консо лидации общества». В комментарии «Труду» член Генерального совета «Единой России», руководитель парламент ской фракции «Отечество — вся Россия» Вячеслав ВОЛОДИН от метил: «Мы стремимся не просто «завоевать власть», но превратиться в национальный политиче ский центр страны, который объе динит ее интеллектуальную и ду ховную элиту, все российское об щество». Что думают о прошедшем фо руме его гости и участники? Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследо ваний: «Первое впечатление: съезд сказал, что нужно менять, но пока не ответил — как, не предло жил стратегию и методы этих пе ремен. Отрадно, что на съезде главными игроками политической сцены России четко обозначены не олигархические группы, а политические партии. Это уже шаг к со зданию цивилизованного граж данского общества». Виктор ВОЛКОВ, член Цент рального политсовета партии, председатель Комиссии по пред принимательству Московской го родской Думы: «Самое главное — удалось выйти из застоя. У неко торых лидеров «Единой России», к сожалению, случилось головокру жение от успехов, и партия допус тила серьезные ошибки, ударив шись в волюнтаризм. «Единая Россия» начала брать на себя функции государства, скажем, в ситуации с выплатой зарплат бю джетникам, и попыталась делать то, что под силу партии, имеющей реальную власть. Такая позиция привела к конфликту интересов, к некоторому внутрипартийному унынию. Слава Богу, здоровые силы осознали эти ошибки. Сего дня обозначены ориентиры, кото рые помогут «Единой России» превратиться из политической ор ганизации, которую власть так или иначе использует, в политическую организацию, формирующую в ко нечном счете эту власть». Владимир СОБИНСКИЙ, председатель Петрозаводского городского совета: «Съезд конст руктивный и деловой не только по подготовке, но и по содержанию. Важно предъявить обществу то, как мы видим решение конкретных проблем, существующих сегодня в стране. «Единая Россия», навер ное, впервые проанализировала ход партийного строительства и открыто о нем рассказала. Все во просы, которые обсуждались на съезде, практически полезны для работы региональных отделений. Мы приняли манифест партии, ко торый предопределяет регио нальным отделениям реальную программу действий. Теперь наша задача — наполнить ее конкретны ми делами, преломляя на пробле мы регионов. У нас стало больше свободы действий, прибавилось прав и полномочий. И — больше ответственности. После этого съезда у «Единой России» появи лось свое «лицо», своя идеология, своя программа».
Стр.380
Тексты современных российских политиков и журналистов Приложение 16. Г. Павловский. Почему мы эксперты? Тезисы клуба «Гражданские дебаты» Почему мы, солидные общественные и солид ные государственные люди, так настаиваем на понятии гражданской экспертизы, себя именуя скромно «экспертами», и не торо пимся создавать никаких систем взаимодей ствия с властью, помимо экспертных? Я бы назвал три при чины, по которым Форуму следует сосредоточиться на профессионализации российской независимой экспертной среды: 1) Подготовка форума велась рабочей группой, участники которой, перебрав ряд ролей и отказавшись от них как неприемлемых (роли «представителя», «ру ководителя», «лидера общественного мнения»), оста новились на роли экспертов как единственно для себя возможной. Даже госслужащие в рабочей группе орг комитета выступают не «представителями власти» (на что у них и не было прав), а в роли экспертов и консультантов по переналадке бюрократической среды к лояльной работе с независимыми структурами. Это были именно переговоры экспертов о политически приемлемых решениях, и они привели к реальным договоренностям. 2) Все проблемные дискуссии, «круглые столы» и переговорные группы, составляющие истинное содержание Гражданского форума, предполагают экспертную проработку концепции, экспертное сопровождение и экспертный же контроль качества решений. Форум — это всероссийская машина гражданской экспертизы, многопрофильный экспертный семинар, где сами лидеры НКО выступают в роли экспертов. 3) Цель Форума — разработка и оценка системы взаимодействия государства и гражданского общест ва — представляет собой экспертно квалифицированный, реализуемый интеллектуальный продукт. Довольно этих трех причин для того, чтобы доби ваться усиления роди экспертной компоненты в обще ственно-государственном партнерстве как одного из главных результатов Гражданского форума. Вертикаль власти против диктатуры права Процесс подготовки и проведения Гражданского форума можно рассматривать как модель общенацио нального диалога. Тогда мы увидим все ограничения и все возможности этой модели. Критическая черта—переход от общего согла сия насчет поля будущих действий к совместной ра боте над решениями и контролем их выполнения. Первое охотно приветствуется бюрократией, в по крытие дефицита ее компетенции; последнее лома ет всю бюрократическую логику. Бюрократия готова допустить институт граждан ской экспертизы, но только в двух ролях: 1) в роли аппаратного консультанта, обслужива ющего закрытый процесс подготовки законодатель ных и административных актов; 381
Стр.381
382 фактов». Между этими двумя полюсами сегодня фактиче ски распределено экспертное сообщество. В этих двух полюсах оно не может развиваться и неизбежно стагнирует. Дополнительным фактором его деграда ции выступает отсутствие информационной эксперт ной среды, свободной от грубой политизации и вульгаризации. Российские СМИ, по скудости немассо вых изданий, затрудняют публичную профессиональную коммуникацию независимых экспертов и критическую оценку результатов их деятельности. Главной проблемой гражданского общества явля ется его неспособность к эффективной экспертной конкуренции с некомпетентной бюрократией. Путин ское политическое лидерство привело к ситуации, когда бюрократический аппарат присвоил себе мо нопольное посредничество между группами обще ства и право заказчика любых интеллектуальных и экспертных услуг. Российская бюрократия относительно компе тентна в режимах чрезвычайного реагирования. В режиме повседневного управления, то есть в режиме партнерского сотрудничества с обществом, российская бюрократия, как правило, некомпетентна. Конституционно понимаемая «диктатура закона» неосуществима теми кадрами, которые заполняют нынеш нюю «вертикаль власти». Закон не вертикален, его не спускают сверху вниз, как приказ, он уравнивает всех правовой «горизонталью». Кадры «вертикали власти» сегодня — накануне вхождения в зону своей относи тельной, а вскоре и полной некомпетентности. Пос ледствия некомпетентности ощутит на себе и сможет оценить любой гражданин. Но для предупреждения последствий эксперт должен оценивать уровень ре шений еще на стадии выработки и формулировки. Бюрократическая монополия на экспертизу ведет к снижению качества гражданской экспертизы — как за счет оттока профессиональных кадров на ве домственные площадки взаимодействия (закрытые для гласной оценки), так и за счет снижения профес сионализма и неизбежной политизации экспертов. Непрофессионализм и экспертная некомпетент ность общественных структур снижает ценность их критики бюрократической некомпетентности властей, искусственно занижая политический вес общества в диалоге с властями. Необходима реальная, недемон стративная способность общественных сил нахо дить внутри себя и предъявлять стране новые про фессиональные экспертные кадры. Открытая экспертная среда Гражданское общество сегодня — не то же самое, что понималось под этим еще 10 лет назад; это не «об щественная самодеятельность»; у него другой облик, другие технологии и другой уровень профессионализ ма. Радикально переменились практически все виды коммуникационных, политических и других отно шений. Возросло влияние независимых научных, исследовательских и иных структур на политику и экономику. Интернет стал массовым Приложения 2) в роли бессильного внешнего критика — «экспер та свершившихся
Стр.382
Тексты современных российских политиков и журналистов 383 демократиче ским СМИ гражданского общества. Пора говорить о формировании нового постиндустриального граж данского сектора, потенциально способного конкури ровать с аппаратно-бюрократическими силами по сво им организационным, профессиональным и научно-технологическим критериям. Эффективно действующее, квали фицированное гражданское обще ство при лояльной поддержке и сотрудничестве властей способно сформировать необходимую для себя ин теллектуальную инфраструктуру. В откры том гражданском обществе никакие разли чия не являются непреодолимой преградой для лояльного и продуктивного взаимодей ствия. Найдутся решения и в экспертной среде, если их искать. В ближайшие годы экспертный потен циал, распыленный в аппаратных, пред принимательских и общественных струк турах, должен собраться в открытую экс пертную среду России. Открытая экспертная среда не представляет, не может и не должна представлять собой организацию. Это сеть независимых центров и экспертных сооб ществ, а также отдельных экспертов, рабо тающих с разными общественными, дело выми и государственными структурами. Основой этой среды должны явиться ре ально возникшие и развивающиеся в Рос сии национальные экспертные сети — воз можность мобилизации гражданского интел лектуального л информационного потенциала. Гражданские эксперты работают в рам ках разных концептуальных школ, в раз ных отраслях и представляют в ряде случа ев остроконкурентную среду. Что (и это еще раз показал Форум) не является пре пятствием для участия столь различных сил в единых проектах — от местных до об щенациональных. Разработка организационно-правовых и финансовых форм свободного развития и го сударственного усиления открытой эксперт ной среды России — один из главных пунк тов повестки дня дискуссий, «круглых сто лов» и переговорных площадок Граждан ского форума. Мы просим серьезно отнес тись к документальной фиксации всех по зиций и результатов. Поскольку такую за дачу невозможно завершить в два дня, сис тема тематических экспертных групп Фору ма должна после его ноябрьской сессии быть сохранена, переформатирована, распрост ранена в регионы и приспособлена для ре шения широкого класса общенациональ ных задач. Итогом Форума может явиться не «палата при властях», а открытая независимая межотраслевая экспертная система разра ботки и коррекции основных направлений вну тренней и внешней политики государства.
Стр.383
Учебное издание Алтунян Александр Генрихович АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ Учебное пособие Редактор С. Прокопьев, Е.В. Комарова Корректор А.В. Полякова Компьютерная верстка П.Ю. Аборина Оформление Т.Ю. Хрычевой В оформлении использована картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Подписано в печать 28.05.2014. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. 24 печ. л. Тираж 1000 экз. По вопросам приобретения и издания литературы обращаться по адресу: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12, 955-78-30 Электронная почта: universitas@mail.ru Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.384

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ