ЖУРНАЛИСТИКА УДК 659.4 ПОНИМАНИЕ МЕДИА: ВНУТРЕННЕЕ СЖАТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ А. Е. <...> Богоявленский Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 11 февраля 2015 г. Аннотация: статья посвящена периодизации медиа в контексте постнеклассической парадигмы развития теоретического знания. <...> Таким образом, предлагается выделить следующие макропериоды развития медиа: Макропериод прамедиа, Макропериод предтеч медиа, Макропериод собственно медиа и Макропериод интегрированных медиа (или «новых медиа», здесь, основываясь на сущностных параметрах коммуникации, допустим возможное уточнение: гипермедиа). <...> Макропериод прамедиа (до середины XV века – времени первой из коммуникационных революций1 , трактуемых в рамках предлагаемого синергетического подхода в качестве основных точек бифуркации цивилизационного процесса): допечатный (дотехнологичный) формат коммуникаций – до1 Принимая во внимание суждения представителей Торонтской школы об алфавитной революции (см. напр. «начало алфавитной революции… сделало возможным преобразование акустически запоминаемой речи в материально сохраненные видимые артефакты, которые было возможным менять местами». <...> © Богоявленский А. Е., 2016 классический (донаучный) и ранний этапы классический научной парадигмы2 – период локальных коммуникаций. <...> Макропериод предтеч массмедиа: точка бифуркации – 1-я (печатная) коммуникационная революция (середина XV века: возникновение печатного формата медиа) – зрелый этап классической научной парадигмы (по В. Стёпину <...> Макропериод массмедиа («собственно медиа»): точка бифуркации – 2-я (аналоговая) коммуникационная революция (рубеж конца XIX века): возникновение неклассического (аналогового) формата медиа – неклассический этап научной парадигмы – массификация медиа. <...> Основные исследования медиа были сосредоточены вокруг ведущих научных школ (Чикагской школы, Венского кружка, Франкфуртской школы, Бирмингемской школы (Британских <...>