КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Петербургский период Георгия Иванова Новая книга Вадима К рейда* Отрадным явлением литературной жизни русского Зарубежья можно считать появление книги Вадима Крейда "Петербургский период Георгия Иванова". <...> Большое внимание к детали сочетается у Крейда с пониманием творчества Г. Иванова в целом, с проникновением в его поэтический мир - от истоков вдохновения до тайн Ремесла. <...> Автор подробно описал развитие ивановской поэзии на фоне множества литературных течений - как родственных, так и противоположных, его поэтические увлечения и разочарования (Куэмин, Северянин) и, наконец, логический путь к акмеизму, - течение, наиболее подходившее к творческому темпераменту этого поэта. <...> Автор литературоведческих книг и статей, Вадим Крейд также и поэт, и, может быть, именно поэтический дар в сочетании с большой эрудицией, дал ему возможность шире, глубже и даже интереснее представить первый, очень важный период творчества Г. Иванова, длившийся 13 лет - от 1909 до 1922 гг. <...> По мнению автора, это самая значительная книга "петербургского" Георгия Иванова. <...> В предисловии Крейд говорит, что "слава первого поэта русского зарубежья" как бы затмили первый период его творчества. <...> Что греха таить? - у каждой эмиграции были и есть свои "первые поэты (даже во множественном числе). <...> Эрмитаж, 1989 г. 306 нов никогда на "гремел", хотя к 'русскому - Парижу вряд ли это слово подходит. <...> Поэт вообще был далек от "гремящей" и "мускулистой" поэзии поздних футуристов, он вообще был далек от всякой "громкой поэзии, был он далек н от т. н. "московской школы' - к этой теме мы еще вернемся. <...> Более "внутренняя", нежели "внешняя" поэзия Иванова в сущности своей не была направлена на какие-нибудь определенные события или веяния времени, хотя они не могли не отражаться в его стихах. <...> В поэзии Иванова, с ее грустно-ироническим настроением, была "бесцельность" в эайцевском применении этого слова к поэзии: "Кет самого в поэзии важного: бесцельности - оттого <...>