Рутгайзер ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА Методические разработки и рекомендации Часть 6. <...> Сравнительный (рыночный) подход 2-е издание, исправленное и дополненное Библиотечка журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации» МОСКВА 2006 1 Оценка стоимости бизнеса УДК 338(470+571)(083.13) ББК 65.9(2Рос)-5я81 Р90 Автор: доктор экономических наук, профессор Рутгайзер В.М. <...> Мультипликаторы по зарубежным компаниям (метод рынка капиталов). <...> Сопоставление с российскими компаниями (метод рынка капиталов). <...> Сравнение с проданными пакетами нефтяной компании-аналога (метод рынка капиталов) . <...> Метод «Предыдущие сделки по продаже акций оцениваемой компании». <...> Применение сравнительного (рыночного) подхода прежде всего предполагает использование данных о компаниях-аналогах, что является наиболее сложным моментом в оценке стоимости бизнеса. <...> Швайс, рассматривая вопросы применения этого подхода при оценке нематериальных активов, говорят следующее: «Одна из причин, по которым аналитики неохотно используют рыночный подход, кроется в проблемах, связанных с получением и отбором релевантных данных»1. <...> Сравнивая условия продажи автомобилей одной и той же марки, одного года выпуска2 с требованиями установления сопоставимых компаний в рамках сравнительного подхода, его авторы отмечают, что здесь «прежде всего значительно труднее выявить представительные компании-аналоги»3. <...> Это связано с тем, что «методы оценки, основанные на информации о компаниях-аналогах, могут обеспечивать весьма надежные оценки стоимости»4. <...> Отмечу и третье направление рыночного подхода – оценка стоимости пакетов акций конкретного бизнеса на основе данных о предыдущих сделках по продаже акций той же самой оцениваемой компании. <...> Более подробно вопрос о том, какие условия следует учитывать при отборе компаний-аналогов, рассматривается в части 1 Рекомендаций «Предмет оценки и показатели стоимости бизнеса». <...> В Приложении к части 4 сравниваются условия применения <...>
ОЦЕНКА_СТОИМОСТИ_БИЗНЕСА_Часть_6._Сравнительный_(рыночный)_подход.pdf
Часть 6. Сравнительный (рыночный) подход
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
В.М. Рутгайзер
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
Методические разработки и рекомендации
Часть 6. Сравнительный (рыночный)
подход
2-е издание, исправленное и дополненное
Библиотечка журнала
«Имущественные отношения в Российской Федерации»
МОСКВА 2006
1
Стр.2
Оценка стоимости бизнеса
УДК 338(470+571)(083.13)
ББК 65.9(2Рос)-5я81
Р90
Автор: доктор экономических наук, профессор Рутгайзер В.М.
Рутгайзер В.М.
Р90 Оценка стоимости бизнеса: Методические разработки и
рекомендации. В 8 ч. Ч. 6. Сравнительный (рыночный) подход.:
2-е изд., испр. и доп. – М.: Международная академия
оценки и консалтинга, 2006. – 43 с.
УДК 338(470+571)(083.13)
ББК 65.9(2Рос)-5я81
© Рутгайзер В.М., 2006
© Международная академия оценки и консалтинга, 2006
2
Стр.3
Часть 6. Сравнительный (рыночный) подход
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление ........................................................................................ 4
2. Какие показатели следует учитыватьв мультипликаторе? ........... 8
3. Мультипликаторы по зарубежным компаниям (метод рынка
капиталов)............................................................................................ 16
4. Сопоставление с российскими компаниями (метод рынка
капиталов)............................................................................................ 21
4.1. По данным журнала «Эксперт».................................................. 21
4.2. По данным бюллетеня «AK & M».............................................. 22
5. Сравнение с проданными пакетами нефтяной компании-аналога
(метод рынка капиталов) .................................................................... 25
6. Рынок слияний и поглощений (присоединений) ......................... 27
6.1. Условия сопоставимости............................................................. 27
6.2. НПЗ – главный актив ОАО «НОРСИ-ОЙЛ». ............................ 27
6.3. Сопоставимые объекты. .............................................................. 27
6.4. Херсонский НПЗ.......................................................................... 28
6.5. Лисичанский НПЗ........................................................................ 29
7. Метод «Предыдущие сделки по продаже акций оцениваемой
компании»............................................................................................ 31
7.1. Условия применения метода....................................................... 31
7.2. Дата оценки .................................................................................. 31
7.3. Стоимость акций компании-«охотника» ................................... 34
7.4. Стоимость акций компании-«мишени» ..................................... 35
7.5. Объявленные условия конвертации ........................................... 37
7.6. Рейтинговые исследования ......................................................... 38
7.7. Итоговая оценка стоимости пакета акций................................. 39
7.8. Споры относительно оценок стоимости бизнеса...................... 39
3
Стр.4
Оценка стоимости бизнеса
1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. Применение сравнительного (рыночного) подхода прежде
всего предполагает использование данных о компаниях-аналогах,
что является наиболее сложным моментом в оценке стоимости
бизнеса. Р. Рейли и Р. Швайс, рассматривая вопросы применения
этого подхода при оценке нематериальных активов, говорят следующее:
«Одна из причин, по которым аналитики неохотно используют
рыночный подход, кроется в проблемах, связанных с получением
и отбором релевантных данных»1.
1.2. Эти трудности отмечаются и в Руководстве по оценке стоимости
бизнеса. Сравнивая условия продажи автомобилей одной и
той же марки, одного года выпуска2 с требованиями установления
сопоставимых компаний в рамках сравнительного подхода, его авторы
отмечают, что здесь «прежде всего значительно труднее выявить
представительные компании-аналоги»3. Но по мнению авторов,
игра, что называется, стоит свеч. Это связано с тем, что «методы
оценки, основанные на информации о компаниях-аналогах, могут
обеспечивать весьма надежные оценки стоимости»4. Более того,
«эти методы обеспечивают наиболее прямую5 рыночную идентификацию
стоимости акционерного капитала компании и, следовательно,
… являются наиболее надежными методами оценки»6.
1.3. Подход к оценке стоимости бизнеса на основе компанийаналогов
предполагает использование соответствующих данных,
формирующихся в рамках рынка капиталов, на котором осуществ_________
1
Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов. М.: Квинто-Консалтинг,
2005. С. 225.
2 Фишмен Д., Пратт Ш., Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке
стоимости бизнеса. М.: Квинто-консалтинг, 2000. С. 174.
По поводу определения сопоставимых условий продажи автомобилей одного
года выпуска Д. Фишмен и его соавторы в указанном сочинении пишут:
«…большинство примерно одинаково оборудованных автомобилей… на рынке
будут иметь приблизительно одинаковую стоимость».
3 Там же.
4 Там же.
5 Здесь и далее подчеркнуто мной – В.Р.
6 Там же.
4
Стр.5