Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Песни Забайкальских старообрядцев (110,00 руб.)

0   0
АвторыПротасов Н П
Издательство[Б.и.]
Страниц20
ID228500
АннотацияВ сборник вошли песни Забайкальских старообрядцев. Стихи с нотами.
Песни Забайкальских старообрядцев / Н.П. Протасов .— : [Б.и.], 1926 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/228500 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. П. ПРОТАСОВ ПЕСНИ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ И з д а н и е Восточно-Сибирского Отдела Госуд. <...> Н. П. ПРОТАСОВ ё &ИВДШТЕКА _ КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ ПЕСНИ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ И з д а н и е Восточно-Сибирского Отдела Госуд. <...> Крестьянский сын, пройдя курс наук в Иркутском уездном училище, пройдя затем многолетний стаж приказчика в разных торговых фирмах, он случайно попадает в число певчих архиерейского хора в Иркутске; на четвертом десятке лет делается низшим клириком. <...> Еще в бытность приказчиком, выполняя поручения Кяхтинской фирмы Митюхинского на Чертовкинской ярмарке делал попытки записывать песни. <...> „В 1899 году, по инициативе председателя этнографической секции Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества, Д. П. Першина,—рассказывает Н. П. Протасов, 2 —я начал заниматься записыванием народных песен в Сибири с их мотивами. <...> В течение лета 1900 года мною было записано около ста мелодий, которые распределяются в следующем порядке: причети 11, песен свадебных 8, величальных 3, хороводных 11, плясовых 9, троицких 5, святочных 3, подблюдных 3, проголосных 36, рекрутских 5, разбойничьих 1, арестантских 2". <...> Вечером, освободившись от службы, клирик-этнограф отправлялся „или на вечерки, или на полянки (лужанки); там, участвуя сам в пении, я,—рассказывает собиратель,—заучивал мелодии на память, а тексты записывал за какою-либо из певиц. <...> Для того же, чтобы записать свадебные песни в том исполнении, в каком они поются на свадьбах, я сам участвовал в нескольких местах на крестьянских свадьбах, и этот способ записывания считаю лучшим". <...> Рукопись была отправлена Римскому-Корсакову, которой сообщил Протасову, „что при беглом просмотре сборника он нашел в песнях признаки древней чистой русской мелодии, представляющие из себя ценный вклад в литературу по народному творчеству" 3 . <...> Позднее РимскийКорсаков известил собирателя, что его песни после просмотра переданы председателю Песенной Комиссии при Географическом <...>
Песни_Забайкальских_старообрядцев.pdf
Н. П. ПРОТАСОВ КРАСНОЯРСКАЯ КРАЕВАЯ &ИВДШТЕКА _ ПЕСНИ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ 2012 Издани е Восточно-Сибирского Отдела Госуд. Русск. Географ. Об-ва ИРКУТС К 192 6 ё
Стр.3
П ЪЪ 533029 Читинская облас н я БИБ^ЮТЕК А ФО Й д краеведени я I — Кі ѵ ^ г Окрлит, 1637 Закая 89Я1 Иркутск, тип. изд. «Класть Труда» Тпраж 150 І
Стр.4
5 Н. П. Протасов. Песни забайкальских старообрядцев. ПРЕДИСЛОВИЕ. Николай Петрович Протасов—единственное имя в история сибирской этнографии, связанное с изучением русской народной песни, народной вокальной музыки. Крестьянский сын, пройдя курс наук в Иркутском уездном училище, пройдя затем многолетний стаж приказчика в разных торговых фирмах, он случайно попадает в число певчих архиерейского хора в Иркутске; на четвертом десятке лет делается низшим клириком. Еще в бытность приказчиком, выполняя поручения Кяхтинской фирмы Митюхинского на Чертовкинской ярмарке делал попытки записывать песни. Пребывание в хору и род службы дали ему необходимую музыкальную подготовку, а его общительность и любознательность помогли облегчить немощи школьного образования. „В 1899 году, по инициативе председателя этнографической секции Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества, Д. П. Першина,—рассказывает Н. П. Протасов, 2 —я начал заниматься записыванием народных песен в Сибири с их мотивами. Первые работы мои в этом направлении были начаты в более глухих местах по рекам Ангаре и Или.му... В течение лета 1900 года мною было записано около ста мелодий, которые распределяются в следующем порядке: причети 11, песен свадебных 8, величальных 3, хороводных 11, плясовых 9, троицких 5, святочных 3, подблюдных 3, проголосных 36, рекрутских 5, разбойничьих 1, арестантских 2". 1 Позднее эти поездки большую службу сослужили Протасову-этнографу. „Мне много помогали мои знания мест, сел и населения, которые я приобрел в течение многих лет, странствуя по Сибири пешком и на лошадях и совершив до сорока пяти тысяч верст",—читаем в его отчете о поездке в Забайкалье в 1901 году. - „Как а записывал народные песни". „Известия" В.-Сиб. Отд. Р.Г.О., т. XXXIV, № 2, 1903, стр. 131.
Стр.5
Цена 40 коя. """ vi f Отдельный оттиск из сборника „Сибирская Живая Старика" вып. II (VI), 1926; стр. 217—230. — \
Стр.20