Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Л. А. Сулержицкий

0   0
Первый авторСухотина-Толстая
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID11249
Аннотация"Об авторе (Сулержицкий Леопольд Антонович). Из книги ""Воспоминания""."
Кому рекомендованоОб авторе
Сухотина-Толстая, Т.Л. Л. А. Сулержицкий : Очерк / Т.Л. Сухотина-Толстая .— : [Б.и.], 1950 .— 5 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/11249 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Татьяна Львовна Сухотина-Толстая <...> И для осуществления этих двух целей не следует пренебрегать никаким, даже самым мелким и пустым, поступком. <...> Если можно дать людям веселье забавным рассказом или смешным анекдотом, -- то да здравствует веселый рассказ и смешной анекдот! <...> Если можно украсить жизнь людей картиной, представлением, песней, -- и для этого нужен труд, -- то надо дать его с охотой и весельем. <...> Вот в коротких словах "profession de foi" {символ веры (фр.).} недавно ушедшего из этой жизни моего товарища по Школе живописи и ваяния -- Л. <...> Может быть, только бессознательно жила в нем та страстная любовь к жизни и ко всему прекрасному в ней, которая заставляла его весело работать и радостно страдать. <...> Но всякий, знавший Сулержицкого, не только чувствовал это его свойство, но и заражался им. <...> В Школе живописи и ваяния, которую я посещала в продолжение нескольких зим, Сулержицкий среди товарищей составлял маленький центр. <...> Люди со слабой инициативой, с вялым характером, с шаткими убеждениями липнут к людям, богаче их одаренным. <...> Сулержицкий, или Сулер, как мы сокращенно звали его, всегда горел какой-нибудь новой затеей или новым открытием и увлекал за собой своих товарищей. <...> Если где-нибудь в Школе собиралась кучка учеников, о чем-нибудь горячо беседующих, можно было без ошибки сказать, что это ученики собрались вокруг Сулера. <...> Когда раздавались взрывы хохота, это товарищи смеялись какому-нибудь рассказу, анекдоту или представлению Сулера. <...> Если где-нибудь стройно пели ученики -- это под его руководством составился хор. <...> Сулер был очень талантлив во всех областях искусства2. <...> К рождеству мы устраивали свою выставку и до этого горячо готовились к ней. <...> Помню, как раз перед рождеством мы собрались в Школе и обсуждали дела своей выставки. <...> Сулер нам до этого своей картины не показывал и не рассказывал ее содержания, хотя давно уже готовил ее. <...> Поэтому мы все ждали появления этой картины <...>
Л._А._Сулержицкий.pdf
Татьяна Львовна Сухотина-Толстая Л. А. Сулержицкий Жизнь должна быть прекрасна. Люди должны быть счастливы. И для осуществления этих двух целей не следует пренебрегать никаким, даже самым мелким и пустым, поступком. Если можно дать людям веселье забавным рассказом или смешным анекдотом, -- то да здравствует веселый рассказ и смешной анекдот! Если можно украсить жизнь людей картиной, представлением, песней, -- и для этого нужен труд, -- то надо дать его с охотой и весельем. Если для счастья людей понадобится страдание, -- то надо идти на него бодро, уверенно и радостно. Вот в коротких словах "profession de foi" {символ веры (фр.).} недавно ушедшего из этой жизни моего товарища по Школе живописи и ваяния -- Л. А. Сулержицкого1. Не знаю, как сам он определил бы свое внутреннее миросозерцание. Может быть, и иначе, чем я это делаю. Может быть, только бессознательно жила в нем та страстная любовь к жизни и ко всему прекрасному в ней, которая заставляла его весело работать и радостно страдать. Но всякий, знавший Сулержицкого, не только чувствовал это его свойство, но и заражался им. Помню я Сулержицкого почти мальчиком. В Школе живописи и ваяния, которую я посещала в продолжение нескольких зим, Сулержицкий среди товарищей составлял маленький центр. Люди со слабой инициативой, с вялым характером, с шаткими убеждениями липнут к людям, богаче их одаренным. Так это было и у нас в Школе. Сулержицкий, или Сулер, как мы сокращенно звали его, всегда горел какой-нибудь новой затеей или новым открытием и увлекал за собой своих товарищей. Если где-нибудь в Школе собиралась кучка учеников, о чем-нибудь горячо беседующих, можно было без ошибки сказать, что это ученики собрались вокруг Сулера. Когда раздавались взрывы хохота, это товарищи смеялись какому-нибудь рассказу, анекдоту или представлению Сулера. Если где-нибудь стройно пели ученики -- это под его руководством составился хор. Сулер был очень талантлив во всех областях искусства2. Но главный интерес, связывающий всех нас в Школе, была живопись. К рождеству мы устраивали свою выставку и до этого горячо готовились к ней. Когда мы собирались, то толковали более всего о разных течениях и направлениях в искусстве, показывали друг другу свои работы и советовались друг с другом. Помню, как раз перед рождеством мы собрались в Школе и обсуждали дела своей выставки. Коекто из нас принес свои холсты. Сулер нам до этого своей картины не показывал и не рассказывал ее содержания, хотя давно уже готовил ее. Он искал в ней новых путей и не хотел, чтобы посторонние отзывы путали его. Поэтому мы все ждали появления этой картины с большим интересом. Сулер исчез и через некоторое время с взволнованным лицом принес свою картину, поставил ее на пол у стены и просил нас отойти подальше, чтобы издали смотреть на нее. Я теперь не помню подробности картины. Помню впечатление: большая пустая комната, тусклое серое освещение и одинокая фигура3. Картина давала настроение грусти, тоски и одиночества. Ученики притихли и долго молча смотрели. Потом начали раздаваться отдельные возгласы: --Молодчина, Сулер! -- Настроения-то сколько! -- Здорово, Сулер! Сулер сиял. Он стал рассказывать нам, какие мысли и чувства он хотел вложить в картину. Товарищи уверяли его, что ему это вполне удалось и что все это зритель чувствует, глядя на нее. Из сотен учеников Школы живописи и ваяния я особенно сошлась с несколькими юношами и
Стр.1