ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 / 2013 серия ДРАФТ: МОЛОДАЯ НАУКА Екатеринбург 2013 УДК 821.161.1 (082) ББК Ш33(2Рос=Рус) У 68 Редакционная коллегия: Серия «Драфт: молодая наука»: О.Ю. Багдасарян, к. филол. н., доцент (Уральский государственный педагогический университет) Н.В. Барковская, д-р филол. н., проф. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> Ответственный за выпуск: Н.В. Барковская © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2013 © Уральский филологический вестник, 2013 2013 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Драфт: молодая наука СОДЕРЖАНИЕ От редакции . <...> Дружеское послание в лирике А.С. Пушкина 30-х годов . <...> Снегурочка в «Весенней сказке» А.Н. Островского: истоки и интерпретация образа . <...> Элементы заумного языка в раннем творчестве Николая Асеева . <...> 134 3 № 5 2013 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Драфт: молодая наука ФЕНОМЕН ЦИКЛИЗАЦИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА Буевич О.В. <...> «Посолонь» А.М. Ремизова как лирическая книга в прозе: к постановке проблемы . <...> Лирическая книга как феномен литературного импрессионизма (А. Галунов <...> Финал как системообразующий элемент в цикле Ю.В. Трифонова «Опрокинутый дом» . <...> Авторская личность в мемуарах «Нового мира» периода «оттепели» . <...> Функции ремарки в драматургии Василия Сигарева . <...> Коммуникативно-деятельностная организация текста советской радиодрамы 60–70-х гг. <...> Визуальная символика как способ репрезентации героев в манга . <...> Помимо такой группировки статей, есть еще имплицитные методологические «сближения» – итальянский текст в творчестве Л. Андреева <...> Не без интереса, думается, прочтут статьи друг друга Л.Г. Ламека и Т.С. Дубровских, исследующие авангардные техники в поэзии; несколько статей посвящены драматургии, от «Весенней <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Драфт_молодая_наука_№1_2013.pdf
УДК 821.161.1 (082)
ББК Ш33(2Рос=Рус)
У 68
Редакционная коллегия:
Серия «Драфт: молодая наука»:
О.Ю. Багдасарян, к. филол. н., доцент
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.В. Барковская, д-р филол. н., проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
У.Ю. Верина, к. филол. н., доцент
(Белорусский государственный университет)
М.А. Литовская, д-р филол. н., проф.
(Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина)
Е.В. Пономарева, д-р филол. н., проф.
(Южно-Уральский государственный университет)
У 68
Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет».
– № 5 / Гл. ред. Н.В. Барковская – Екатеринбург,
2013. – 322 с.
(Серия «Драфт: молодая наука». Вып. 2)
В данном выпуске статьи молодых исследователей посвящены
актуальным проблемам изучения русской классической литературы,
вопросам поэтики модернизма и современной русской литературы.
Особое внимание уделено теории и истории циклизации в литературе
XX века, а также рассматриваются различные аспекты функционирования
литературного произведения в интермедиальном контексте.
Сборник рассчитан на специалистов-филологов, студентов, учителей
литературы.
Тексты публикуются в авторской редакции.
Ответственный за выпуск: Н.В. Барковская
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2013
© Уральский филологический вестник, 2013
Стр.2
2013
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Драфт: молодая наука
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции .............................................................................................. ....6
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРНУЮ КЛАССИКУ
Тагирова В.Ф. Дружеское послание в лирике А.С. Пушкина 30-х годов .. ....8
Ложкова А.В. «Вид гор из степей Козлова» М.Ю. Лермонтова как
образец «ролевой» лирики................................................................ ..18
Ендальцева Е.Г. Литературный интертекст романа Н.Г. Чернышевского
«Что делать?»..................................................................................... ..29
Любивая А.Ю. Снегурочка в «Весенней сказке» А.Н. Островского:
истоки и интерпретация образа ........................................................ ..39
Гладышев А.К. Интерпретация мотива смерти в повести Л.Н. Толстого
«Смерь Ивана Ильича» ..................................................................... ..53
Буркова Е.С. Рецепция творческой индивидуальности Н. Гоголя
и Ф. Достоевского в критической рефлексии Л. Шестова ............ ..64
ПОЭТИКА МОДЕРНИЗМА
Федорова Е.В. Визуально-стилевые особенности повести А. Белого
«Записки чудака» .............................................................................. ..71
Парамонова Л.Ю. Литургия красоты в поэзии К.Б. Бальмонта ............ ..81
Митева Е.Н. Концепт «рыцарство» в смысловой структуре
стихотворения М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо...» .... ..91
Телегина Д.В. Интерпретация образа Красного домино в романе
Андрея Белого «Петербург» ............................................................. ..99
Бушмина И.В. Итальянский текст в прозе Л. Андреева ......................... 108
Колмогорова Е.Н. Футуристическая трагедия-монодрама Владимира
Маяковского «Владимир Маяковский» .......................................... 115
Ламеко Л.Г. С. Бирюков и В. Хлебников: диалог новаторов ................ 125
Дубровских Т.С. Элементы заумного языка в раннем творчестве
Николая Асеева ................................................................................. 134
3
№ 5
Стр.3
2013
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Драфт: молодая наука
ФЕНОМЕН ЦИКЛИЗАЦИИ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА
Буевич О.В. «Посолонь» А.М. Ремизова как лирическая книга
в прозе: к постановке проблемы ...................................................... 144
Кундаева Н.Н. Лирическая книга как феномен литературного импрессионизма
(А. Галунов. «Вереница этюдов») ........................... 155
Ивашкина А.Н. Способ построения мира деревни в цикле
Р.М. Акульшина «О чем шепчем деревня» ..................................... 169
Федерякин А.Ю. Механизмы циклообразования в произведении
И.Г. Эренбурга «Тринадцать трубок» ............................................. 174
Новоселова Е.А. Финал как системообразующий элемент в цикле
Ю.В. Трифонова «Опрокинутый дом» ............................................ 182
Потапова З.С. Роль повествователя в прозаических циклах
М. Веллера («Легенды Невского проспекта», «Фантазии
Невского проспекта», «Легенды Арбата») ...................................... 193
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ
Михайлова М.А. Авторская личность в мемуарах «Нового мира»
периода «оттепели» ........................................................................... 204
Смышляев Е.А. Ориентальные мотивы в поэзии Н.Ф. Болдырева ........ 212
Хабибуллина М.Н. «Глаз открывая к Востоку»: Китай в лирике
Владимира Кучерявкина ................................................................... 220
Федотова Е.С. Роман В. Пелевина «Generation “П”»: словесная
игра как способ осмысления и пересоздания действительности .. 227
Крапивина А.В. «Вечная тема» в прозе XXI века: материалы
к уроку в 11 классе ............................................................................ 235
Возмищева Е.В. Функции ремарки в драматургии Василия Сигарева .... 244
Хабибьянова Э.И. Художественное своеобразие драматической
сказки Н. Колтышевой «Игорек в табакерке» ................................ 251
№ 5
4
Стр.4
2013
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Драфт: молодая наука
№ 5
ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ
Ковалева П.И. Коммуникативно-деятельностная организация
текста советской радиодрамы 60–70-х гг. ХХ века: специфика
главного героя ................................................................................... 259
Максимова Т.О. Писатель в блоге. Заметки об авторской
субъективности .................................................................................. 267
Минина Т.Л., Огнева Т.Н. Визуальная символика как способ
репрезентации героев в манга .......................................................... 276
Юдин Л.А. Анализ комикса-адаптации А. Климовского и
Д. Шейбал «Мастер и Маргарита» .................................................. 288
Игнатова А.В. Природа художественной целостности книги
А. Бильжо «Мои классики» .............................................................. 296
Сведения об авторах ................................................................................ 305
SUMMARY ................................................................................................ 312
5
Стр.5