Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Бухгалтерский учёт и финансы»
Ю. Н. Кудряшова
Сборник задач по бухгалтерскому
управленческому учету
Кинель
РИЦ СГСХА
2015
Стр.1
УДК 657(075)
ББК 65.052(я7)
К-88
Кудряшова, Ю. Н.
К-88 Сборник задач по бухгалтерскому управленческому учету /
Ю. Н. Кудряшова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. – 56 с.
Сборник задач содержит практические задания, разработанные по
каждой теме дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет». Задачи
разработаны в соответствии с рабочей учебной программой и содержанием
дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет», носят ситуационный
характер, используемые в них исходные данные условны. Сборник
задач предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль подготовки «Бухгалтерский
учет, анализ и аудит». Учебное издание может быть полезно
слушателям курсов повышения квалификации, преподавателям высших
учебных заведений.
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015
© Кудряшова Ю. Н., 2015
2
Стр.2
Предисловие
Сборник задач знакомит с ключевыми разделами современного
управленческого учёта: классификацией затрат для целей
управления, особенностями учёта производственных затрат по
процессам и заказам, калькулированием затрат по полной и сокращенной
себестоимости, анализом управления прибылью в системе
«затраты-объём-прибыль».
В сборнике задач содержатся практические задания по восьми
темам, которые способствуют усвоению лекционного материала,
развитию практических навыков принятия управленческих решений.
Рекомендуется
использовать в ходе изучения курса на практических
занятиях и для самостоятельной работы студентов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями
к результатам освоения ООП):
– способность находить организационно-управленческие решения
и готовность нести за них ответственность;
– способность собрать и проанализировать исходные данные,
необходимые для расчета экономических и социальноэкономических
показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих
субъектов;
– способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой
базы рассчитать экономические и социальноэкономические
показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих
субъектов;
– способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных,
необходимых для решения поставленных экономических задач;
– способность анализировать и интерпретировать финансовую,
бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности
предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств
и использовать полученные сведения для принятия управленческих
решений;
– способность критически оценить предлагаемые варианты
управленческих решений, разработать и обосновать предложения
по их совершенствованию с учетом критериев социальноэкономической
эффективности, рисков и возможных социальноэкономических
последствий.
3
Стр.3
Выполнение заданий, представленных в сборнике задач, способствует
развитию следующих знаний, умений и навыков:
− знать сущность, особенности и критерии бухгалтерского
(управленческого) учёта, общие принципы его построения;
− знать систему сбора, обработки и подготовки информации
для различных подразделений аппарата управления организацией,
состав и содержание отчетности внутренних подразделений предприятия;
−
знать методы и способы организации учета состояния и использования
ресурсов предприятия в целях управления хозяйственными
процессами и определения финансовых результатов;
− уметь использовать систему знаний о принципах бухгалтерского
управленческого учёта для систематизации данных о затратах
на производство и продажи, оценки себестоимости произведенной
продукции и определения прибыли;
− уметь рассчитывать на основе типовых методик и действующей
нормативно-правовой базы экономические и социальноэкономические
показатели;
− уметь оценивать на примере конкретных ситуаций эффективность
производства и продаж новых видов продукции, изменения
объема и ассортимента продукции, работ и услуг, капитальных
вложений и вложений в производственные запасы;
− уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую
и иную информацию, содержащуюся в отчетности
предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств
и т.д. и использовать полученные сведения для принятия
управленческих решений;
− владеть приёмами и технологией обобщения информации в
рамках автономной или интегрированной систем бухгалтерского
(управленческого) учёта в соответствии с целями и задачами
управления.
Сборник задач предназначен для студентов экономических
вузов, преподавателей и аспирантов, руководителей предприятий,
профессиональных бухгалтеров и финансовых менеджеров.
4
Стр.4
Тема 1. Введение в управленческий учет
Задача 1
1. Сформулируйте определение бухгалтерского учета.
2. Каковы предпосылки появления управленческого учета как
самостоятельного направления бухгалтерского учета? Почему в
России до недавнего времени не было деления бухгалтерского
учета на финансовый и управленческий?
3. Когда и где официально возникла дисциплина бухгалтерский
управленческий учет?
4. Что является предметом и методом управленческого учета?
Каковы его задачи?
5. Какова связь бухгалтерского управленческого учета с производственным,
финансовым и налоговым учетом?
6. Какие требования предъявляются к информации бухгалтерского
управленческого учета?
7. Перечислите функции бухгалтера-аналитика, занимающегося
управленческим учетом.
8. Проанализируйте следующую ситуацию. После окончания
учебного заведения Вы пришли на работу в фирму с намерением
предложить ее руководству создать отдел управленческого учета.
Какую работу, с Вашей точки зрения, должен выполнять этот
отдел? Какие аргументы в обоснование этого предложения Вы
приведете? Каких возражений можете ожидать? Какой вид учета
важнее для предприятия – финансовый или управленческий? Кому,
по Вашему мнению, нужно платить более высокую заработную
плату – руководителю финансовой или руководителю управленческой
бухгалтерии? Аргументируйте свое мнение.
Задача 2. Опишите отличия финансового учета от управленческого.
Ответы представьте в виде таблицы 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика финансового
и управленческого учета
Финансовый
учёт
Цель
Стандартизация
Обязательность ведения
…
5
Управленческий учёт
Стр.5