Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471231)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Категориально-системная методология

0   0
Первый авторРазумов Владимир Ильич
ИздательствоОмский госуниверситет
Страниц140
ID328
АннотацияАвтор совмещает теорию развития категориального аппарата с прикладными вопросами применения классов категориально-системных подходов к широкому спектру задач научно-практического характера.
ISBN--5-7779-0447-5
УДК001.8
ББК72.4(2)Я7
Разумов, В.И. Категориально-системная методология / В.И. Разумов .— опубликовано впервые .— Омск : Омский госуниверситет, 2004 .— 140 с. — ISBN --5-7779-0447-5

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ Учебное пособие Р 178 Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие / Вст. ст. <...> Категориально-символьные и категориально-схемные средства моделирования внутренне противоречивых систем ...................... 177 <...> Принцип противоречия в некоторых категориально-схемных и категориально-символьных методах КСМ ............. 181 <...> Принцип противоречия в моделях гомеостатов .......... 191 9 10 РАЗДЕЛ 4. <...> КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ РЯДЫ КАК МЕТОД КСМ ДЛЯ ВЫБОРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА КОНЦЕПТУАЛЬНОМ УРОВНЕ <...> Идея категориального маятника как когнитивного средства для описания устойчивых и неустойчивых систем....... 224 <...> Комбинирование категориально-схемного и категориально-символьного подходов в моделировании ............................. 192 <...> Объединение категориальных элементов в целостную систему с применением механизмов схемы МПНИ ...................... 244 <...> Заметно, что в основе предлагаемой технологии лежат разработанные и, судя по публикациям, испытанные в практике мыследеятельности методы категориально-системного мышления, категориальные схемы и конструкции. <...> Категориальный уровень этих методов и схем позволяет осуществлять с их помощью конструктивный анализ онтологических, метафизических, мировоззренческих, психофизических проблем познания, поскольку по сути они представляют собой в некотором роде «единицы» весьма уплотненного знания. <...> Однако по причине высокого уровня абстрактности суждений и умозаключений для освоения материала требуется в некотором роде специальный подход и специальная подготовка читателя, его готовность принять схемный и категориальный язык предлагаемой методологии. <...> Гносеологически емкие 2 КС (категориальные схемы) служат фильтрами для усвоения информации и конструкциями для ее упаковки. <...> Триада категорий бытие, знание, понимание в решении задачи активизации информации Воспользуемся <...>
Категориально-системная_методология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.140
Категориально-системная_методология.pdf
Министерство образования Российской Федерации Омский государственный университет УДК 001.8 ББК 72.4(2)Я7 Р 178 Рекомендовано в качестве учебного пособия учебно-методическим советом ОмГУ Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н.К. Поздняков, доктор исторических наук, профессор О.Г. Дука, доктор технических наук, профессор А.Г. Теслинов В.И. РАЗУМОВ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ Учебное пособие Разумов В.И. Р 178 Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие / Вст. ст. А.Г. Теслинова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 277 с. ISBN 5-777-9-0447-5 Автор совмещает теорию развития категориального аппарата с прикладными вопросами применения классов категориальносистемных подходов к широкому спектру задач научно-практического характера. Предложенные в пособии методы эффективно применяются в научной и преподавательской деятельности, в консультировании. Для аспирантов, докторантов, соискателей различных специальностей, а также для магистрантов и студентов старших курсов всех специальностей, ориентированных на научную работу. УДК 001.8 ББК 72.4(2)Я7 ISBN 5-7779-0447-5 © Омский госуниверситет, 2004 © Разумов В.И., 2004 © Теслинов А.Г., вступительная статья, 2004 Издание ОмГУ Омск 2004
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ...............................................................15 ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................17 1. О смене парадигмы в подготовке профессионального ученого ...................................................................................................................17 2. Аббревиатуры в тексте: когнитивный и дидактический аспекты ............................................................................................................18 3. МПНИ, КС и КСМ в интенсификации исследовательского процесса и технологизации его подготовки ............................................ 19 4. Проблема соотношения активное/пассивное знание, ее проявление в Internet ........................................................................................20 5. Триада категорий бытие, знание, понимание в решении задачи активизации информации .................................................................21 6. Схемы как когнитивные шаблоны ..................................................22 7. Когнитивные шаблоны и идея интеллектуальной схемотехники ..............................................................................................................22 8. Перечень условий, необходимых для адекватного и полноценного освоения работы ......................................................................... 23 9. Общая структура и логика организации содержания ....................26 10. Научно-практическая апробация материалов ..............................26 11. Варианты для прочтения работы в виде гипертекста ..................27 РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ Введение к разделу 1 ............................................................................30 1.1. Подготовка научного исследования как область когнитивных интересов ...................................................................................... 31 1.2. Постановка проблемы и постулаты ПНИ ...............................31 1.3. Представление ПНИ как движения к синтезу знаний ...........32 1.4. Три варианта гипертекстового прочтения раздела 1..............33 2. Идеи ПНИ и эволюция метафизических и онтологических оснований познания ....................................................................................34 2.1. Понятие когнитивной триады ПНИ........................................ 36 3. Онтологические и Мф основания МПНИ и проблема установления качественной определенности объектов познания .................37 3.1. Ключевые направления реализации ПНИ и ее связь с конкретными науками ................................................................................38 3 3.2. ПНИ на уровне осмысления мировоззренческих проблем с применением когнитивных схем пентаграммы и гомеостата и их конверсии ............................................................................................ 39 3.3. Развитие мировоззренческого уровня ПНИ до уровня схематизации взаимодействий комплексов человеческого знания в границах Природы и Духа ......................................................................... 40 3.4. Некоторые особенности когнитивной идеологии ПНИ........ 42 3.5. Когнитивный подход к пониманию Мф................................. 43 3.6. Мф и интеллектуальные затруднения познавательной деятельности................................................................................................ 44 3.7. Предназначение и перспективы применения Мф в науке..... 44 3.8. Вненаучные ориентиры познания в сфере ПНИ.................... 45 3.9. ПНИ как когнитивная программа, обеспечивающая субъект-объектный диалог ......................................................................... 46 3.10. Представления об активном качестве, КС, КМ и интеллектуальных технологиях ..................................................................... 47 4. Когнитивная схема подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований................................... 48 4.1. МфП в блок-схеме ПНИ........................................................... 48 4.2. Значение МфП и ее потенциал для привлечения других методов ПНИ............................................................................................... 49 4.3. МфП и миф в современной науке............................................ 49 4.4. ФлМ: определение и роль в ПНИ............................................ 50 4.5. Примеры применения ФлМ в познании.................................. 51 4.6. ФлМ в древних и современных психотехниках..................... 52 4.7. ТИ............................................................................................... 53 4.8. КА............................................................................................... 54 4.9. СГЛ............................................................................................. 55 4.10. Подготовка исследовательского процесса как блоксхема............................................................................................................. 56 4.11. Понятие о суперблоках схемы ПНИ...................................... 57 4.12. Методика использования блок-схемы ПНИ......................... 57 4.13. Понятие о применении блок-схемы ПНИ в режимах решения прямой и обратной задачи .......................................................... 59 4.14. Опыт использования МПНИ в разработке теории динамических информационных систем....................................................... 59 5. Заключение к разделу 1..................................................................... 65 Вопросы для самоконтроля................................................................... 71 4
Стр.2
РАЗДЕЛ 2. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ АКТИВНОГО КАЧЕСТВА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ АСПЕКТАХ Введение к разделу 2 .............................................................................72 1.1. Краткий очерк историко-философских взглядов на качество............................................................................................................73 1.2. Выражение качества и содержания объектов в моделировании.........................................................................................................74 1.3. Категория “качество” в когнитивном ракурсе........................74 1.4. КА, КМ’, КМ и некоторые другие определения ...................76 2. Подготовка теории качества на базе блок-схемы ПНИ..................77 3. Онтологические основания КС триадического представления качества .......................................................................................................78 3.1. Идеи триадичности качества в древней Фл............................78 3.2. Триадичность в классической Фл, аюрведе, экологии ..........79 3.3. Теософские и богословские взгляды на триадичность ..........79 3.4. ПСЦ как базовая схема выражения качества..........................80 3.5. Определения элементов КС качества......................................81 3.6. Логико-эпистемологические и системные проекции на категории ОК, ИК, Пк.................................................................................82 3.7. Иерархизация познавательных процедур и типы противоречий в модели ПСЦ...............................................................................83 3.8. Четыре направления описания ПО в методе ПСЦ.................85 3.9. Категории ОК, Пк, ИК и направления развития объекта в модели ПСЦ..............................................................................................86 3.10. Противоречия и конкуренция на уровне качеств объекта................................................................................................................87 3.11. Динамика ИК и обусловленность прогрессивного развития .............................................................................................................89 3.12. Участие Пк в процессах регресса ..........................................89 3.13. Четыре базовых состояния, присутствующие в прогрессе, регрессе, изогрессе .........................................................................90 3.14. Схематическое представление модели ПСЦ ........................91 3.15. Схема модели ПСЦ и выбор управленческой стратегии организации .................................................................................................93 3.16. КС триадического представления качества и психотерапия.............................................................................................................94 3.17. Триада ИК, Пк, ОК и развитие социальных объектов.........95 5 3.18. Метод ПСЦ и проблема трансцендентальных субъекта и объекта ...................................................................................................... 96 4. Тройственность качественной определенности объектов и РИК 4.1. Понятия КИП и ИК’.................................................................. 97 4.2. Определения ЛУ, ЛП и Т в структуре КИП............................ 97 4.3. Понятие о РИК, пример построения этого ряда..................... 98 4.4. Интерпретативные соответствия РИК в КИП и представление о размерности РИК.................................................................. 101 4.5. ЛУ, ЛП, Т и три направления в развитии объекта ............... 101 4.6. Схема РИК для седьмого ИК’ – диапазон............................. 102 4.7. Нумерическая онтология РИК и его репрезентация в схеме ПСЦ.................................................................................................. 103 5. Дополнительные теоретические результаты, полученные на онтолого-метафизической базе тройственности качества..................... 105 5.1. Теоретико-множественные соответствия, установленные в модели ПСЦ..................................................................................... 105 5.2. Подход к построению КМ иерархии уровней управления организацией как КИП и РИК........................................................... 106 5.3. Схема управления организацией как КИП и РИК ............... 106 5.4. Опыт построения теории диалектики А.Ф. Лосева как объекта КМ’ ............................................................................................... 107 5.5. Информационно-критериальная интерпретация полаганий смысла................................................................................................. 109 5.6. Краткое резюме анализа критериально-информационного представления категорий Фл........................................................... 109 5.7. Дополнительные соображения о критериально-информационной интерпретации онтолого-метафизической идеи тройственности качества...................................................................................... 110 5.8. Специфичность РИК анализа для философских категорий .............................................................................................................. 111 5.9. Соотношение качества и объекта-носителя в моделях ПСЦ, КИП, РИК........................................................................................ 112 5.10. Категориальные группы и понятие о проективном потенциале методов ПСЦ, КИП, РИК......................................................... 112 5.11. РИК в определениях категорий ........................................... 113 5.12. Пример определения категории “разум” в РИК................. 113 6. Информационно-критериальный подход к разработке программ стратегического развития города ................................................. 115 6
Стр.3
6.1. Роль категорий в составлении программ стратегического развития .................................................................................................115 6.2. Выделение тем стратегического развития ............................115 6.3. Адаптация аппарата РИК к задачам стратегического развития......................................................................................................116 6.4. Подготовка материалов к представлению в формате РИК.............................................................................................................117 6.5. Логика выполнения КМ РИК и решаемые с ее помощью задачи..........................................................................................................118 6.6. Два варианта РИК, сосредоточивающих тематики стратегического развития.................................................................................119 6.7. Обсуждение полученных КМ РИК .......................................122 6.8. О перспективах применения КМ’ к задачам стратегического развития............................................................................................123 7. Заключение к разделу 2...................................................................124 Вопросы для самоконтроля ................................................................131 РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИП И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: ВЫРАЖЕНИЯ В КС И ПРИЛОЖЕНИЯ Введение к разделу 3 ...........................................................................132 1.1. Цель, логика и задачи раздела................................................132 1.2. Структура раздела 3................................................................132 1.3. Гипертекстовые траектории прочтения раздела...................133 2. ФлМ противоречия в моделировании систем гомеостатического типа...................................................................................................134 2.1. КСМ и гомеостатика в изучении противоречия...................134 2.2. Представления о противоречии в истории Фл, медицине и современной логике ...............................................................................135 2.2.1. Очерк античной и древнекитайской Фл противоречия...............................................................................................................135 2.2.2. Идеи противоречия в медицине Гиппократа и Авиценны...................................................................................................136 2.2.3. О понимании роли противоречия в физиологии и морфологии человека И.М. Сеченовым и П.А. Флоренским, в современной клинической медицине ..........................................................136 2.2.4. Логико-математическое толкование противоречия.....137 2.3. Принцип внутреннего противоречия.....................................138 2.3.1. Симметрология противоречия и формулировка принципа противоречия............................................................................138 7 2.3.2. Представление принципа противоречия в КС............. 140 2.3.3. Принцип противоречия и целесообразность удвоения органов и функций в сложных системах.......................................... 141 2.3.4. Регулирование противоречия в аденин-гуаниновом и пурин-пиримидиновом КГ .................................................................... 142 2.4. Тернарное представление противоречия .............................. 144 2.4.1. Триада противоречия и компенсационное управление .......................................................................................................... 145 2.4.2. Три функции противоречия в цикле у син и пентаграмме......................................................................................................... 145 2.4.3. Триада противоречия в понимании эволюции систем............................................................................................................... 146 2.5. Тенденции (распределения/объединения) противоречия в системогенезе.......................................................................................... 147 2.5.1. Понятия макро- и микроуровней существования противоречий............................................................................................. 147 2.5.2. Тенденции распределения/объединения противоречия в китайской Фл................................................................................ 147 2.5.3. Механизм распределения противоречия в системах... 148 2.5.4. Процесс объединения противоречия и системогенез ............................................................................................................... 149 2.5.4.1. Противоречие и организация элементов систем....... 150 2.6. КФ в порождении и реструктуризации противоречий в системах ..................................................................................................... 150 2.6.1. КФ в эволюции и адаптации систем............................. 151 2.7. Три аспекта в изучении противоречия.................................. 152 2.8. Конкуренция и конфликт в различении нормальных и патологических гомеостатов .................................................................... 153 2.9. Определение противоречия как частного случая взаимодействия по обмену ресурсов в системе ............................................. 154 2.10. Выводы по главе 2................................................................. 155 3. Обобщенное представление противоречия в КМ развития объекта в активной среде.......................................................................... 156 3.1. Понятие о направленных изменениях качества как процессе осуществления объектом свобод движения в неоднородной среде ........................................................................................................... 156 3.2. Образы плоскости, объема, препятствия и их определения..................................................................................................... 157 8
Стр.4
3.2.1. Противоречие во взаимодействии активности/ препятствия................................................................................................157 3.3. Базовые стратегии поведения объекта в пределах образа “плоскость”.................................................................................158 3.4. Общие характеристики образа “объем” и его культуральные эквиваленты........................................................................159 3.5. Применение объемной стратегии поведения на примере боевых искусств .....................................................................160 3.6. Включение в объемные стратегии поведения изменений качеств объекта......................................................................162 3.7. О моделировании и управлении ходом внутреннего времени................................................................................................163 3.8. О качествах бойца, семи типах ведения поединка и основе перемены активных/ пассивных движений .....................163 3.9. Применение плоскостной и объемной моделей к процессам мышления............................................................................164 4. Принцип противоречия в задачах моделирования качественных и количественных изменений...........................................................165 4.1. Двойственность изменения качества и способ ее отображения в КС и КМ.........................................................................165 4.2. Определение видов изменений качества и количества ............................................................................................................166 4.3. КС ДСК....................................................................................167 4.4. Базовые варианты поведения системы в модели ДСК.............................................................................................................169 4.5. Способы осуществления 1-го скачка качества в КМ ДСК.............................................................................................................170 4.6. Варианты протекания 2-го скачка качества в КМ ДСК.............................................................................................................170 4.7. Некоторые подходы к выбору вариантов решения проблемы ........................................................................................................172 4.8. КМ ДСК в решении инженерной задачи.........................172 4.9. Описание и анализ работы ГТД в терминах ДСК ........174 4.10. Принцип регулирования работы ГТД на базе КМ......175 4.11. Обсуждение особенностей регуляции, предусмотренных КМ ДСК...............................................................................176 5. Категориально-символьные и категориально-схемные средства моделирования внутренне противоречивых систем ......................177 9 системные 5.1. Принцип противоречия и категориальнометоды представления качества............................................................. 177 5.2. Символ свастики как когнитивная метафора противоречия ................................................................................................. 178 5.3. Представление характера применения метода ПСЦ в символе “свастика” ................................................................... 178 5.4. Свастика в установлении связи методов ПСЦ и ДСК............................................................................................................. 179 5.5. Некоторые метафизические источники свастики и четыре аспекта применения символов в познании ....................... 180 5.6. Принцип противоречия в некоторых категориально-схемных и категориально-символьных методах КСМ ............. 181 5.6.1. Автоколебательный процесс в модели ДСК................ 182 5.6.1.1. Вероятностный элемент в понимании противоречия ................................................................................................... 183 5.6.2. Цикл “у син” и его передача пентаграммой................. 183 5.6.3. Теорема “у син” и перспективы ее применения в системных исследованиях ........................................................................ 184 5.6.3.1. Нормальные и патологические отношения стихий в “у син” и пентаграмме............................................................... 185 5.6.3.2. Комментарий и примеры к понятиям нормы и патологии в пентаграмме ................................................................ 186 5.6.3.2.1. Образно-метафорическое толкование отношений в пентаграмме ............................................................. 186 5.6.4. Представление противоречия в пентаграмме .............. 187 5.6.4.1. Управление системой, построенной на закономерностях пентаграммы ................................................................... 188 5.6.4.2. Сопоставление представлений противоречия в методе ДСК и пентаграмме ............................................................ 188 5.6.5. Использование пентаграммы в построении логической системы.............................................................................................. 189 5.7. Системная интерпретация символов “свастика” и “пентаграмма” в сочетанном использовании методов интеллектики и гомеостатики ......................................................................... 190 5.7.1. Гомеостаз и интеллект ................................................... 190 5.7.2. КГ когнитивного процесса ............................................ 190 5.7.3. Принцип противоречия в моделях гомеостатов .......... 191 10
Стр.5
5.7.4. Комбинирование категориально-схемного и категориально-символьного подходов в моделировании .............................192 5.7.4.1. Представление ИС в символе “свастика”.......193 5.7.4.2. Преобразование ИС, выраженной в форме свастики, в пентаграмму...........................................................................194 5.7.4.3. Блок-схема КГ ИС............................................195 5.8. Опыт моделирования систем управления экономикой...............................................................................................................197 5.8.1. Система управления территорией.................................197 5.8.2. Система поддержки развития малого бизнеса .............198 5.8.3. Комплексное определение управления в схемах пентаграммы и гомеостата........................................................................198 5.9. Пример приложения категориально-схемного и категориально-символьного подходов к задачам стратегического развития города .........................................................................................200 5.9.1. Стратегическое развитие и понимание баланса: избыток/недостаток ресурсов ......................................................................200 5.9.2. Программы развития города, выраженные с помощью фрагмента символа “Великий предел” ...........................................201 5.9.3. Комментарий к расположению программ относительно символа “Великий предел” и проведенных осей .......................203 5.9.4. Проявление идей, обусловленных значением Инь, в экономике................................................................................................204 5.9.5. Развитие представлений о стратегическом развитии в схемах пентаграммы и гомеостата.................................................206 5.9.6. Дополнительные аспекты для расширения вариантов схематизации программ стратегического развития.........................207 6. Заключение к разделу три...............................................................208 6.1. Несколько аспектов в дальнейшем осмыслении противоречия...........................................................................................208 6.2. Резюме раздела 3 ...............................................................208 Вопросы для самоконтроля.................................................................215 РАЗДЕЛ 4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ РЯДЫ КАК МЕТОД КСМ ДЛЯ ВЫБОРА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ НА КОНЦЕПТУАЛЬНОМ УРОВНЕ 1. Введение к разделу 4 .......................................................................217 1.1. Замысел моделирования познавательных ситуаций на основе КСМ.................................................................................217 11 1.2. Задачи раздела 4................................................................. 218 1.3. Формирование категориальных структур и проблемы естествознания.......................................................................... 218 1.3.1. Роль КС в подготовке и результатах решения познавательных задач ................................................................................... 219 1.4. Развитие КС и переход от одно- к многокомпонентному мышлению ............................................................................ 220 1.5. МКР как инструмент реализации многокомпонентного мышления........................................................................................ 220 1.6. Гипертекстовые траектории прочтения раздела IV .... 221 2. Определение МКР. Онтологические основания и базовые модификации КР ....................................................................................... 221 2.1. Опыты группировки категорий и их трихотомического деления .......................................................................................... 221 2.2. Примеры работы с противоположными категориями в языкознании............................................................................................... 222 2.3. Базовая структура МКР и его элементы ........................ 222 2.4. Идея категориального маятника как когнитивного средства для описания устойчивых и неустойчивых систем....... 224 2.5. Симметричные и асимметричные КР. Формирование КР проблемы.................................................................................... 224 2.6. Понятие КР центрального элемента и два варианта его выполнения.................................................................................. 225 2.6.1. Одномерный центрированный ряд ............................... 225 2.6.1.1. Пример построения КРЦЭ для анализа текста “Капитала”..................................................................................... 226 2.6.2. Многомерный (гибко-центрированный) КР как второй вариант КРЦЭ .............................................................................. 227 2.7. Обзор когнитивных возможностей КРЦЭ и его связь с гипертекстом ............................................................................................. 228 2.8. Понятие КР, строящегося относительно элемента “неопределенность”........................................................................................ 229 2.9. Онтологическое обоснование и методика выполнения КРН............................................................................................................. 229 2.10. КРЦЭ и КРН и естественнонаучные представления о развитии систем................................................................................... 230 2.11. Модель категориального маятника для обобщения онтологии КРЦЭ и КРН.................................................................. 231 12
Стр.6
2.12. Пример построения КРЦЭ для категории “система”...............................................................................................................232 2.13. Опыт выполнения КРН для осмысливания категории “становление” ...............................................................................233 2.14. Сравнение особенностей схематического представления КРЦЭ и КРН .......................................................................................234 2.15. МКР и объемное представление информации в процессах мышления ......................................................................................235 3. Использование КР в КА и КМ’.......................................................236 3.1. КА в развитии интеллектуальной культуры...................236 3.1.1. Методы КА и их развитие в КР применительно к схеме МПНИ..............................................................................................237 3.2. Инновационные возможности КР в КМ’.........................237 3.2.1. Детерминистические и вероятностные сценарии поведения систем в онтологии категориального маятника и МКР.......238 3.3. КРН как метод установления баланса организующего и стохастизирующего воздействий на систему.....................239 4. КР как инструмент определения категорий ..................................239 4.1. КС как гипертексты. Обращение к терминологическим проблемам реаниматологии.......................................................239 4.2. Определение категории “реанимация” с помощью МКР.............................................................................................................240 4.3. Определение категории “становление” в КРН..............241 4.3.1. Композиции категорий и динамика движения смысла в КРН “становление” ..................................................................242 4.3.2. Дефиниции категорий “количество”, “качество”, “бытие” в КРН “становление”..................................................................243 4.4. Определение категории “целостность” и понимание архетипического статуса категорий............................................243 4.4.1. Объединение категориальных элементов в целостную систему с применением механизмов схемы МПНИ ......................244 4.5. Правила определения категорий в КРН с использованием его основных КЭ...................................................................245 4.5.1. Возможности и перспективы определения категорий в МКР..................................................................................................246 5. КР как когнитивный гомеостат и обеспечение понимания систем знания.............................................................................................247 5.1. Об объективном статусе механизмов гомеостаза и понятии гомеостаза знания..................................................................247 13 14 5.2. Триада смысл/наблюдатель/понимание в гомеостатической системе знания................................................................ 248 5.2.1. Координация и управление в триаде смысл/наблюдатель/понимание ............................................................... 249 5.3. СК в движении смысла и процессах понимания.......... 250 5.4. Гомеостатический подход к МКР и онтологии категориального маятника............................................................................ 251 5.5. Три режима применения КСМ и МКР.............................. 251 5.6. Привлечение МКР к работе триады бытие/понимание/ знание.......................................................................... 252 5.7. Методический комментарий к практике применения МКР..................................................................................................... 253 5.8. МКР в подготовке процессов понимания....................... 254 5.9. Пример использования КРН в роли понимающей конструкции.............................................................................................. 255 5.10. Резюме к использованию МКР в качестве средства обеспечения понимания.................................................................. 257 6. Развитие метода КР на базе ТДИС................................................. 257 6.1. Преобразование МКР в динамическую КМ ................... 257 6.2. Применение ДКМКР в анализе “Капитала” ................... 258 7. Заключение к разделу 4................................................................... 260 7.1. Методические рекомендации по применению МКР.... 260 7.2. Перечисление и краткий обзор результатов, полученных в развитии МКР......................................................................... 261 Вопросы для самоконтроля ................................................................ 265 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Общий замысел и предназначение работы.................................... 267 2. Принципы, образующие основания КС и КСМ............................ 268 3. Резюме содержания по разделам и главам .................................... 269 4. Рекомендации для эффективного освоения материалов работы ................................................................................................................ 271 5. Резюме к практическому применению материала........................ 274 Список сокращений............................................................................. 275
Стр.7
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ Учебное пособие В.И. Разумова следует рассматривать как редкую по замыслу работу в небольшом ряду трудов, посвященных методологии научных исследований. Редкость ее обусловлена попыткой воплощения конструктивной философии в «тонкой» сфере научной практики и когнитологии. Речь идет о попытке технологизировать процесс познания на ранних стадиях его развертки, то есть придать инструментальный характер мышлению, находящемуся в состоянии выбора исследовательского пути и удержания целостного взгляда на предмет исследования. Наиболее интересными и ценными гранями работы можно считать следующие. • Обоснование возможности и необходимости методичной организации целостного, в первую очередь философского, знания к постановке и решению всякой, в том числе и узкоспециализированной задачи; • Удавшуюся попытку создать технологию подготовки специального или междисциплинарного исследования как исследования, включенного в другие исследовательские проекты. Тем самым создается основание для постижения исследователями значения их исследовательских проектов в общекультурном познавательном процессе. • Предлагаемые читателям на освоение методы «добывания» содержания знаний об исследуемых ими объектах на ранних стадиях поиска и в наиболее сложных, запутанных, противоречивых когнитивных ситуациях. Это создает возможность для порождения эвристически богатых представлений, которые в ходе последующего научного поиска могут выступать в качестве альтернатив, среди которых авторы смогут обоснованно выбирать свои собственные траектории исследования. Заметно, что в основе предлагаемой технологии лежат разработанные и, судя по публикациям, испытанные в практике мыследеятельности методы категориально-системного мышления, категориальные схемы и конструкции. Категориальный уровень этих методов и схем позволяет осуществлять с их помощью конструктивный анализ онтологических, метафизических, мировоззренческих, психофизических проблем познания, поскольку по сути они представляют собой в некотором роде «единицы» весьма уплотненного знания. Представленная в учебном пособии методология отражает в конструктивной форме путь когнитивного восхождения от конкретного к абстрактному, путь порождения содержания знаний на основе методологической и философской работы с наблюдениями или опытами. В настоящее время такого рода технология отсутствует. 15 16 Хорошей методической находкой автора является идея придать тексту характер альтернативных гипертекстовых структур. Такой подход к построению учебного материала в виде отдельных относительно самостоятельных разделов позволяет рассматривать учебное пособие в каждом конкретном случае как полезную и удобную функциональную систему. Кроме того, весьма уместно для учебного пособия предлагать читателям вопросы для рефлексии собственного пути в освоении учебного материала. Однако по причине высокого уровня абстрактности суждений и умозаключений для освоения материала требуется в некотором роде специальный подход и специальная подготовка читателя, его готовность принять схемный и категориальный язык предлагаемой методологии. Пособие может направить молодых ученых, научных руководителей, организаторов научной работы на практическое освоение технологии научного исследования, а также способствовать повышению доли активного знания среди результатов современных научных исследований. Оно может методологически помочь в различных ситуациях научного поиска при подготовке ученых от уровня магистра до доктора наук. Профессор кафедры "Гуманитарное образование менеджера" Международного института менеджмента ЛИНК, доктор технических наук А.Г. Теслинов
Стр.8
Н – неопределенность НГ – нормальный гомеостат НКМ – научная картина мира ОГ – ориентированные графы ОКМ – общенаучная картина мира ОК – объект-качество ОФ – образование формы ПГ – патологический гомеостат ПНИ – подготовка научного исследования Пк – подкачество ПО – предметная область ПСЦ – порядок следования целей ПФ – полезная функция РИ – регулятор-исполнитель РИК – ряд информационных критериев РМ – религиозное мировоззрение РО – реальный объект СГЛ – содержательно-генетическая логика СПО – сложная предметная область СПОи – СПО изучаемая СПОп – СПО преобразуемая СК – системы категорий СМЛ – содержательное моделирование СР – связи ряда СФ – стабилизация формы СЭ – составляющий (срединный) элемент Т – трансформируемость ТИ – типы изменения ТДИС и МДИС – теория и метод динамических информационных систем ТН – тенденция неопределенности ТНР – точка неустойчивого равновесия ТР – тенденция ряда ТУР – точка устойчивого равновесия У – устойчивость Фл – философия ФлМ – философема ЦЭ – центральный элемент Э – эволюция ЯТО – язык тернарных описаний 279 Учебно-теоретическое издание Владимир Ильич РАЗУМОВ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ Учебное пособие Технический редактор Е.В. Лозовая Редактор Л.М. Кицина ___________________________________________________________ Подписано к печати 15.04.04. Формат 60x84 1/16 Печ. л. 17,4. Усл.-печ. л. 16,2. Уч.-изд. л. 18,3. Тираж 500 экз. Заказ 291. ___________________________________________________________ Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, Омск-77, пр. Мира, 55а
Стр.140

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически