Издается с 1996 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высокие технологии и инновации»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Павел ИВАНОВ
Заместитель главного редактора
Владимир ПОПОВ
Редакторы номера:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей ЛАШКОВ,
Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Александр РУБЦОВ,
Сергей ЛЕВИЦКИЙ, Евгений МАТВЕЕВ
Научный консультант
Георгий ШИБАНОВ
Специальный корреспондент
Ольга КАРЕЛИНА
Компьютерная верстка
Екатерина ПОТЫСЬЕВА
Web-администратор
Сергей БАБАИН
Корректура
Жанна КОСАРЕВА
В номере использованы фотографии:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Павел МИХАЙЛОВ, Алексей МИХЕЕВ,
Юрий СМИТЮК, Алексей ТЮРИН, Сергей ФИЛИПЕНКОВ,
Владимир ПОПОВ
Фото из архивов:
ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»,
Дивногорского городского музея, ГНЦ-РФ ГосНИИ АС,
ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова», ПАО ААК «ПРОГРЕСС»,
АО «УКБП», АО «РКЦ «Прогресс», ООО «УКМ Синтез»,
УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, ЗАО «Авиалифт
Владивосток», ЯАТУ ГА (колледж) – филиал
ФГБОУ ВО СПбГУ ГА, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»,
АМСГ Олекминск, Дальневосточного регионального центра
МЧС, ГЛИЦ Минобороны России имени В.П. Чкалова, Музея
«Истории покорителей неба» г. Жуковский, из личных
архивов Анатолия ПОЛЬСКОГО, Леонида КИТАЕВА-СМЫКА,
Евгения ШОЛКОВА;
сайтов http://патриотам.рф/, bmpd.livejournal.com
Фото на 1-й стр. обложки:
Из архива ЗАО «Авиалифт Владивосток»
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Почтовый: 109153, Москва, а/я 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Тел.: +7 (925) 507-82-40
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ БАЗА
ООО «Высокие технологии и инновации»
Генеральный директор Павел ИВАНОВ
Финансовый директор Александр ТАЙ
Директор по развитию Галина ПОПОВА
Редакция не несет ответственности за достоверность
информации в публикуемых материалах.
Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением
авторов. Перепечатка опубликованных материалов
допускается только со ссылкой на журнал «Авиапанорама».
Научно-технический журнал.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за
соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия
Свид. ПИ № ФС77-23925 от 13.04.2006 г.
© «АВИАПАНОРАМА»
№2 • 2016
1
Published since 1996
PUBLISHER
HIGH TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS Ltd.
EDITORIAL STAFF
Editor-in-Chief:
Pavel IVANOV
Deputy Editor-in-Chief
Vladimir POPOV
Editors:
Victor DRUSHLYKOV, Alexey LASHKOV,
Sergey FILIPENKOV, Alexander RUBTSOV, Sergey
LEVITSKY, Evgeny MATVEEV
Scientific consultant
Georgy SHIBANOV
Special correspondents
Olga KARELINA
Computer design:
Ekaterina POTYSIEVA
Webmaster
Sergey BABAIN
Photos:
Victor DRUSHLYKOV, Pavel MIKHAYLOV, Yury SMITYUK,
Alexey TYURIN, Alexey MIKHEEV, Vladimir
POPOV, Sergey FILIPENKOV
Cover photo
Avialift Vladivostok Aviation Company
AVIAPANORAMA
Mailbox: 109153, Moscow, mailbox 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
The materials printed in the magazine do not
always present the viewpoint of the editorial staff.
Reproduction in part or whole is not permitted
without the explicit authorization of the publisher.
The scientific-technical magazine was registered by
the Ministry for Press, TV and Radio broadcasting on
April 13, 2006. Reg. PI # FS77-23925.
© AVIAPANORAMA
Стр.3
№ 2 (116)
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
СОДЕРЖАНИЕ
2016
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Владимир Попов. Больше делать ставку на собственные силы. Съезд Союза машиностроителей России ...................4
55 ЛЕТ ПЕРВОМУ ПОЛЕТУ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС
Сергей Филипенков. «Снова и снова космическая наука будет приносить плоды в интересах всех жителей земли».
«Космический форум» в Центре подготовки космонавтов .......................................................................................6
Галина Яковлева, Эльнара Браништи. В СибГАУ отметили 55-летие подвига Юрия Гагарина ...................................... 13
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Елена Сурикова. Качественные углерод-углеродные материалы крайне актуальны, но... ....................................... 16
Сергей Левицкий. F-16C – турецкая угроза... ............................................................................................................ 19
Евгений Матвеев. «Роторфлай» улетает в Китай ...................................................................................................... 26
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Юрий Тюкалов. Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского — 25 лет ............................................. 28
ФГУП «ГосНИИАС»: «Благодарим всех, кто помог нам стать теми, кем мы являемся» ............................................. 36
Юрий Денисенко. ААК «ПРОГРЕСС»: вектор развития на долгие годы ...................................................................... 39
РКЦ «Прогресс» не сдает свои лидирующие позиции ............................................................................................ 42
Новые горизонты АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» ..................................................... 44
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сергей Тихонов. УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора: зона ответственности – под государственным надзором ........... 48
Сергей Гуцалюк. «Авиалифт Владивосток»: востребован во всех широтах ............................................................... 51
Павел Прокопьев. «Мы – за подготовку конкурентоспособных выпускников» ........................................................ 55
Анатолий Урбанович. Аэродромные тягачи производства ОАО «БЕЛАЗ» .................................................................. 58
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (01 января 2016 г. — 29 февраля 2016 г)……… ................................ 61
Марина Петрова. В качестве авиаметеорологического обеспечения заинтересованы мы все ................................... 73
Галина Сидорова, Вера Габышева. АМСГ Олекминск: «Обеспечивая безопасность, регулярность и эффективность
полетов» ................................................................................................................................................................ 78
Елена Ерёменко. «Мы не имели права на ошибку…– на Шантарских островах очень сложные метеоусловия» ....... 80
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Сергей Филипенков. Встреча участников подготовки полёта в космос Юрия Гагарина
в музее «Покорителей неба» ................................................................................................................. 86
Евгений Пушкарский, Валерий Ермаков. 70 лет служения авиации России ................................................................ 94
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Георгий Шибанов. С повышением боеготовности и боевой эффективности мне по пути.
Продолжение, начало в № 5-2014 .......................................................................................................................... 100
Леонид Китаев-Смык. Приобщение к космонавтике.
Продолжение, начало в №№ 1, 2, 4, 5, 6-2013, №№ 1, 2, 3-2014, №№ 2, 4, 5-2015, 1-2016 ................................................ 105
УРОКИ ИСТОРИИ
Евгений Шолков, Виктор Друшляков. О том, что превращает палубу в ВПП. Взлётно-посадочные системы авианосцев.
Продолжение, начало в № 3-2014 ............................................................................................................................ 111
Стр.4
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
«…мы активно готовимся к первому запуску с космодрома «Восточный», –
заявил гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. По заявлению главы «Роскосмоса»,
госкорпорация в рамках ФКП планирует до 2025 года вывести
на орбиту 155 космических аппаратов, как пилотируемых, так и автоматических.
«На ближайшие десять лет нам предстоит по Федеральной космической
программе вывести на орбиту 155 аппаратов – грузовых и пилотируемых»,
– уточнил Комаров. «Мы ведем серьезные работы по созданию новых
источников энергии для межорбитальных буксиров и средств выведения…
Су-35 в более чем 80% случаев находится в задней полусфере у F-16С. При
этом в 53% случаев противник в поле зрения его прицельных систем. Проведенный
анализ боевых возможностей российских и турецких истребителей в
маневренном воздушном бою показывает полное превосходство отечественного
оружия. Из гуманистических соображений хочется посоветовать «отважным»
турецким пилотам, стреляющим в спину союзникам, не приближаться
к российским истребителям на расстояние менее 100 км. В дальнем бою для
Су-30СМ и Су-35 всё равно, что там в небе: F-16 или «невидимый» F-35.
Понимая важность преемственности поколений, институт заботливо взращивает
будущих российских учёных. В институте успешно функционирует
система непрерывного профессионального образования - располагаются
базовые кафедры ведущих технических вузов России: МАИ, МФТИ, МИРЭА,
действует аспирантура, докторантура и Совет молодых учёных. Сотрудники
института активно участвуют в международных проектах и программах, обмениваются
опытом с иностранными коллегами, принимают участие в крупнейших
российских и мировых выставках, семинарах и конференциях.
В связи с началом работы на экспорт масштабная реконструкция ААК «ПРОГРЕСС
получила новый виток развития. Помимо цехов предприятия, планируется
реконструировать летно-испытательную станцию и аэродром. Новая
ВПП будет с искусственным покрытием, а ее длина составит 1300 м. Таким
образом, в Арсеньеве смогут возродиться местные авиалинии, которые прекратили
свое существование в начале 1990-х. К 2017-2018 году объем производства
на предприятии вертолетов увеличится в три раза по сравнению
с сегодняшним.
Несмотря на неблагоприятную погоду и наступление арктической ночи, условия
контракта были выполнены полностью, груз был доставлен заказчику.
Вертолет Ка-32 оказался единственным транспортным средством, способным
выполнить работу подобного рода. Вертолеты компании принимают
участие в строительстве объектов по линии Минобороны РФ в Арктике. Так,
в настоящее время вертолет Ка-32 базируется на острове «Земля Александры»
в архипелаге Земля Франца-Иосифа. И нет необходимости говорить о
высокой значимости данного проекта для национальной безопасности РФ.
При обследовании места катастрофы выяснилось, что вертолёт при ударе
о воду разделился на две части. Хвостовую балку оторвало, а фюзеляж был
значительно повреждён и лежал на дне перевёрнутым. Поэтому требовалось
сделать так, чтобы сначала под водой перевернуть затонувший объект,
а затем уже поднимать его со дна. Для осуществления операции были привлечены
специалисты инженерно-авиационной службы Хабаровского АСЦ.
Они разработали схему строповки и крепления тросов внешней подвески к
силовым элементам повреждённого вертолёта.
страница
6
82
84
46
86
48
страница
50
страница
страница
страница
страница
19
36
39
51
80
F-16C-поражен
Wпор.3 = 0,40
88
52
500
1000
1500
2000
2500
3000
3500
4000
80
74
44
76
78
26
90
80
F-16C-поражен
Wпор.4 = 0,58
54
12
14
24
60
16
F-16C -
пуск УР №1
58
56
62
18
64 Су-35
F-16C-поражен
Wпор.1 = 0,93
82
22
58
84
42
Су-35 -
пуск УР №2
56
28
60
30
70
20
2
68
t = 0
86 18
22
74
54
62
32
ΔW = Wсб2 - Wсб1 = 0,70
0
-1000
-500
0
500
1000
Zg, м
1500
2000
2500
3000
70
72
78
Су-35 -
пуск УР №4
76
40
64
38
66
36
52
4
F-16C-поражен
Wпор.2 = 0,67
34
F-16C
16
24
Су-35-поражен
Wпор.1 = 0,29
26
t = 0
2
4
10
8
6
Cy-35
F-16C
36
28
14
90
Су-35 -
пуск УР №1
12
50
34
6
32
30
68
46
48
Су-35 -
пуск УР №3
8
38
10
42
40
44
Xg, м
Стр.5