ББК 30т(2)я92
К 90
Руководитель проекта: Коршунова Л.Е.
Авторсоставитель: Кудряшева Л. А.
Кулибин Иван Петрович и другие русские изобретателисамоучки: [Изоматериалы; текст]/
Авт.сост. Кудряшева Л. А.; Руководитель проекта Л.Е. Коршунова. — М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2015. — 8 л. цв. ил. + 24 с. — (Профессиональная библиотека школь
ного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке; вып. 4). — Приложение к журна
лу «Школьная библиотека».
К ШКОЛЬНОМУ БИБЛИОТЕКАРЮ
В апреле 2015 года исполняется 280 лет со дня рождения самого известного русского изобретате
лясамоучки Ивана Петровича Кулибина. Эта дата — прекрасный повод вспомнить не только о ге
ниальном механике из Нижнего Новгорода, но и о судьбах других русских изобретателейсамород
ков. Выходцы из крестьянских, рабочих, бедных купеческих семей, они не имели порой и началь
ного образования, но обладали природной смекалкой, творческим умом, поразительным чутьём, а
самое главное — желанием быть полезными России, стремлением облегчить труд русского народа.
Есть и другая, нерадостная общность в судьбах русских изобретателей и их изобретений: мно
гие гениальные идеи не получили развития, так как не заинтересовали ни официальные ведом
ства, ни российских предпринимателей, которые вложили бы средства в прогрессивные разработ
ки. Как писала газета «Волгарь» в связи с реакцией на первый в мире гусеничный трактор, изоб
ретённый и построенный саратовским крестьянином Фёдором Блиновым, «вся беда в том, что
русские изобретатели — РУССКИЕ. У нас нет доверия к собственным творческим силам и способ
ностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изоб
ретения попадают в руки англичан, американцев и французов». Так, после смелой попытки Ефи
ма Никонова в начале 18 века построить подводную лодку, в России более ста лет не занимались
подводным кораблестроением, а «потаённое судно» сгнило, запертое в сарае. Та же участь постиг
ла первый в России механический экипаж, созданный Леонтием Шамшуренковым. Предложе
ния крестьянинаизобретателя по усовершенствованию «самобеглой» коляски остались без отве
та, как и его проекты самоходных саней и верстомера (прообраза спидометра). Далеко вперёд заг
лянул изобретатель первой паровой машины Иван Ползунов. Уральский самородок надеялся с
помощью «огненной машины» осуществить коренную техническую реконструкцию горнорудно
го производства России и тем самым «славы Отечеству достигнуть». Однако изобретателю, глав
ной целью которого было «водяное руководство пресечь», было предложено объединить новый
двигатель… с водяными колёсами. А созданная ценой невероятных усилий машина в скором вре
мени была разобрана.
Благодаря отцу и сыну Черепановым, построившим первый паровоз и первую железную до
рогу, Россия встала в ряд с самыми прогрессивными европейскими странами. Но изобретения
нижнетагильских новаторов не получили ни популярности, ни развития. Первый паровоз,
предназначенный для перевозки грузов от завода до рудника, заменили конной тягой, которая
использовалась вплоть до начала 20 века. А когда спустя три года из Петербурга в Царское Се
ло отправили первый в России поезд, его тянул паровоз, купленный в Англии.
Упомянутый выше Фёдор Блинов за 16 лет так и не смог найти российского промышленни
ка, который взялся бы изготавливать гусеничные тракторы. Огромный интерес к изобретению
Блинова проявили немцы, предложившие продать патент за большие деньги. Но Фёдор Блинов,
несмотря на серьёзные денежные затруднения, отказал иностранным покупателям: «Я русский
мужик, думал и делал для России». Не заинтересовали государственных мужей и уникальные
колёсные тракторы ученика Блинова — Якова Мамина. Простые, надёжные, универсальные,
экономичные, эти машины как нельзя лучше были приспособлены к условиям российского
сельского хозяйства. Спустя годы, когда колёсные тракторы были созданы за границей, прави
тельство (тогда уже советское) предпочитало покупать и копировать эти дорогостоящие, громо
здкие, капризные западные образцы. Не были воплощены в жизнь и многие замечательные
проекты самого Ивана Петровича Кулибина. Его знаменитый арочный мост через Неву так и ос
тался моделью, а судно, способное ходить против течения рек, было продано на слом. На разра
ботанный Кулибиным телеграф правительство попросту не обратило внимания.
Хочется надеяться, что наши материалы помогут пробудить в потомках гордость за своих та
лантливых соотечественников.
Л.А. Кудряшева, авторсоставитель
На 1 с.обл.: портрет: Худож. П.П. Веденецкий. Портрет И.П. Кулибина (Эрмитаж);
самобеглая коляска, пасхальные часыяйцо. 1776
Серия выпускается с 2003 г.
Использование контента и макета — только с письменного разрешения владельца (РШБА).
© Русская школьная библиотечная ассоциация,
серия, макет, оформление, 2015
© Кудряшева Л.А., 2015
Стр.2