ВЕДУЩИЙ (1): Средства на постройку модели моста дал Кулибину Григорий Александрович По тёмкин. <...> Даже подговорил госуда рыню пожаловать Кулибину дворянский титул — лишь бы бороду сбрил да снял кафтан. <...> С тех пор Потёмкин и некоторые другие вель можи стали открыто чинить Кулибину неприят ности: урезали денежные средства, лишили казён ной квартиры… <...> Не сложились отношения Кулибина и с импе ратором Павлом, преемником Екатерины. <...> ВЕДУЩИЙ (2): В 1801 году, устав от прид ворных интриг, Иван Петрович собрал жену и детей и вернулся в Нижний Новгород. <...> Вскоре взялся он за изготовление того самого самоходного судна, идущего против течения, о ко тором мечталось ему ещё в детстве. <...> Работал три го да, не жалея сил, времени и денег. <...> И вот чудо — грузная машина медленно сдвинулась и поползла вверх по реке, набирая ход и завивая вдоль кормы пенные бурунчики. <...> Владельцы барж пожимали плечами: штука, ко нечно, любопытная, да нам бурлацкий труд де шевле! <...> В пос ледние годы жизни его никто не видел. <...> Поговари вали, что он почти изобрёл вечный двигатель, да закончить не успел. <...> Тогда вдова сняла со стены часы, последнюю ценную вещь в доме, и продала их. <...> Оптический телеграф, изобретённый Ку либиным, спустя тридцать пять лет был закуплен русским правительством у французов. <...> А трёхко лёсная коляскасамокатка легла в основу ходовой части немецкого автомобиля Карла Бенца. <...> Созданная им «механическая нога» для офице ра, раненного при штурме Очакова, стала прообра зом нынешних протезов. <...> Сверхпрочные современные мосты имеют своё начало в конструкции кулибинского многоуголь ника. <...> Его конструкторские приёмы были применены в наши дни при постройке моста через канал Москва — Волга у станции Химки. <...> А его знаменитые часы — подарок императри це — и поныне хранятся в музее «Эрмитаж» в СанктПетербурге, удивляя и восхищая и простых людей, и специалистов. <...> «ЛЕГЕНДА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» (викторина о И.П. Кулибине) ПЕРВЫЙ <...>