История ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 4 (36) СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ Лушников А. А. <...> Византийская патристика и сюжеты о культе стихий в антиязыческой литературе Древней Руси . <...> Дискуссия о причинах «Дюнкеркского чуда» в отечественной историографии 1950–1970-х гг. <...> Этнокультурное движение мордовского народа в контексте социального партнерства с властью (начало 1990-х – 2010-е гг.) <...> Государственно-конфессиональная политика в СССР: поворот курса в 1985–1988 гг. <...> Дискурсивы, специфические для устной научной речи (на материале лекций) . <...> Образ автора в произведениях немецкого писателя Владимира Каминера . <...> Лингводидактический потенциал фреймовых опор при обучении профессионально направленному иноязычному общению студентов неязыковых специальностей . <...> Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента) . <...> Система работы по предупреждению депривирующих факторов в процессе высшего профессионального образования . <...> Формирование эмоциональноценностного компонента профессиональных ценностей у студентов технического вуза в процессе иноязычной подготовки . <...> История ИСТОРИЯ УДК 930.85 А. А. Лушников ВИЗАНТИЙСКАЯ ПАТРИСТИКА И СЮЖЕТЫ О КУЛЬТЕ СТИХИЙ В АНТИЯЗЫЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ Аннотация. <...> Сюжет о культе стихий в антиязыческой литературе Древней Руси остается одним из главных источников для многочисленных и противоречивых реконструкций языческих воззрений восточных славян. <...> В ходе исследования определен основной протограф сюжета о культе стихий в антиязыческой литературе Древней Руси – творения Ефрема Сирина и Кирилла Иерусалимского. <...> Распространенный в антиязыческой литературе сюжет с порицанием культа стихий как источник по изучению духовной культуры Древней Руси является довольно противоречивым. <...> Благодаря своей повторяемости <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№4_2015.pdf
№ 4 (36), 2015
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 4 (36)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Лушников А. А. Византийская патристика и сюжеты о культе стихий
в антиязыческой литературе Древней Руси ........................................................ 5
Бородулина С. Ф. Деятельность общества любителей книги
в условиях перестройки (на материалах Удмуртии) ........................................ 17
Комплеев А. В. Дискуссия о причинах «Дюнкеркского чуда»
в отечественной историографии 1950–1970-х гг. ............................................. 25
Надькин Т. Д., Фомин А. В. Этнокультурное движение мордовского народа
в контексте социального партнерства с властью
(начало 1990-х – 2010-е гг.) ................................................................................ 34
Маслова И. И. Государственно-конфессиональная политика в СССР:
поворот курса в 1985–1988 гг. ............................................................................ 43
ФИЛОЛОГИЯ
Викторова Е. Ю. Дискурсивы, специфические для устной научной речи
(на материале лекций) ......................................................................................... 55
Кудряшова С. В. Процесс заимствования как разновидность
языкового контакта ............................................................................................. 66
Жаткин Д. Н., Круглова Т. С. Шекспировская тема
в творчестве М. И. Цветаевой ............................................................................ 76
Авдонина Л. Н., Гордеева Т. А. Концепт «Петербург»
в творческой эволюции А. Блока ....................................................................... 93
Щенникова Н. В. Русский идиом английского языка:
влияние гомоморфных словообразовательных структур
русского и английского языков ........................................................................ 105
Садриева Г. А. Сопоставительный анализ образных парадигм
с левым компонентом «лицо» в английском, русском
и татарском языках ............................................................................................ 116
Сухов А. В. Музыкальные образы как отражение апокалипсических
мотивов в поэме С. А. Есенина «Сорокоуст» ................................................. 126
Humanities. History
1
2015
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Разуваева Т. А. Образ автора в произведениях немецкого писателя
Владимира Каминера ......................................................................................... 135
Сердобинцева Е. Н. Семантическое поле слова «радость»
в книге К. Антаровой «Две жизни» .................................................................. 145
Барабаш О. В. «Коррупциогенный фактор» как юридический термин:
структура, содержание, дефиниция.................................................................. 156
ПЕДАГОГИКА
Kourova A. V., Mikhanova O. P. International educational exchange
programs: a brief historical overview .................................................................. 165
Гагаев А. А., Гагаев П. А. О нашей главной интуиции
и ее педагогической поддержке ........................................................................ 176
Горюнова Е. С. Лингводидактический потенциал фреймовых опор
при обучении профессионально направленному иноязычному
общению студентов неязыковых специальностей .......................................... 186
Макарова С. В. Формирование профессиональной компетентности
будущего педагога-музыканта в процессе обучения
в концертмейстерском классе на основе педагогической
поддержки (итоги формирующего эксперимента) ......................................... 197
Раянова Э. Т. Система работы по предупреждению депривирующих
факторов в процессе высшего профессионального образования .................. 206
Гусева Е. В., Родионов М. А. Содержательно-методические основы
работы по обучению решению олимпиадных задач ....................................... 216
Анисимова Н. В., Опарина О. Н., Сугробова Г. А., Савина Л. Н.
Распределение учебной нагрузки гимназистов в динамике
учебного дня и недели на основе параметров умственной
работоспособности ............................................................................................ 226
Раскачкина Е. В., Варникова О. В. Формирование эмоциональноценностного
компонента профессиональных ценностей у студентов
технического вуза в процессе иноязычной подготовки ................................. 235
Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных
студентов к образовательному процессу российского вуза
(на примере Пензенского государственного университета) .......................... 247
Мещерякова О. В. Технологии реализации процесса
интернационализации в вузе ............................................................................. 258
Седов М. С., Соколов Н. Е., Соколова Е. В. Исследование влияния
формы проведения педагогического теста на объективность оценки .......... 269
2
University proceedings. Volga region
Стр.2
№ 4 (36), 2015
Гуманитарные науки. История
UNIVERSITY PROCEEDINGS
VOLGA REGION
HUMANITIES
№ 4 (36)
CONTENTS
HISTORY
Lushnikov A. A. Byzantium patrology and cult of elements
in anti-pagan literature of Ancient Rus.................................................................... 5
Borodulina S. F. Activities of the society of bibliophiles during perestroika
(in Udmurtia) ......................................................................................................... 17
Kompleev A. V. A discussion of reasons of “the Miracle of Dunkirk”
in Russian historiography 1950s–1970s ................................................................ 25
Nadkin T. D., Fomin A. V. Ethnical and cultural movement
of mordvinian nation in the context of social partnership with authorities
(early 1990s–2010s) .............................................................................................. 34
Maslova I. I. State and confessional policy in USSR:
change of course in 1985–1988 ............................................................................. 43
PHILOLOGY
Viktorova E. Yu. Discourse markers specific for spoken academic speech
(based on texts of lectures) .................................................................................... 55
Kudriashova S. V. The process of borrowing as a kind of language contact ................ 66
Zhatkin D. N., Kruglova T. S. Shakespeare’s theme in the works
of M. I. Tsvetaeva ................................................................................................. 76
Avdonina L. N., Gordeeva T. A. The concept of “Petersburg”
in Alexander Blok’s creative evolution ................................................................. 93
Schennikova N. V. Russian idiom of the English language:
influence of Russian and English homomorphic word-forming structures ......... 105
Sadrieva G. A. Comparative studies of figurative paradigms
with the left component “face” in the English, Russian and Tatar languages ..... 116
Sukhov A. V. Musical images as a reflection of apocalyptic motifs
in S. A. Yesenin’s poem “Sorokoust” ................................................................. 126
Humanities. History
3
2015
Стр.3
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Razuvaeva T. A. The author’s image in works by a German writer
Vladimir Kaminer ................................................................................................ 135
Serdobintseva E. N. Semantic field of the word “joy” in the book
“Two lives” by K. Antarova ................................................................................ 145
Barabash O. V. “Corruption factor” as a juridical term:
structure, content, definition ................................................................................ 156
PEDAGOGY
Kourova A. V., Mikhanova O. P. International educational exchange
programs: a brief historical overview .................................................................. 165
Gagaev A. A., Gagaev P. A. On our main intuition and its pedagogical
foundation ............................................................................................................ 176
Goryunova E. S. Lingvodidactical potential of framing in teaching
professionally-oriented foreign language communication
of students of non-linguistic specialities .............................................................. 186
Makarova S. V. Formation of professional competence of future music
teachers during the educational process in a concertmaster class
on the basis of pedagogical support (forming experiment results) ...................... 197
Rayanova E. T. Functioning of the system depriving factors prevention
in higher education ............................................................................................... 206
Guseva E. V., Rodionov M. A. Informative and methodological basis
for training contest tasks solving ......................................................................... 216
Anisimova N. V., Oparina O. N., Sugrobova G. A., Savina L. N. Study
load distribution for grammar school students over academic day
and week according to their mental capacity ....................................................... 226
Raskachkina E. V., Varnikova O. V. Formation of the emotional-and-valuable
component of professional values of students of technical universities
in the course of foreign-language training ........................................................... 235
Bekker I. L., Ivanchin S. A. Problems of foreign students adaptation
to the educational process at a russian university (by the example
of Penza State University) ................................................................................... 247
Meshcheryakova O. V. Internationalization technologies at universities .................... 258
Sedov M. S., Sokolov N. E., Sokolova E. V. Research of the influence
of pedagogical test format on assessment objectivity .......................................... 269
4
University proceedings. Volga region
Стр.4