Филология ФИЛОЛОГИЯ УДК 811.111’42+811.161.1’42 Е. Ю. Викторова ДИСКУРСИВЫ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ УСТНОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКЦИЙ) Аннотация. <...> Статья посвящена особенностям функционирования дискурсивных слов (дискурсивов), специфических для монологической устной научной речи русского и английского языков. <...> Материалом исследования послужили тексты лекций по разным дисциплинам на русском и английском языках – лингвистике, литературе, химии, физике, психологии, истории. <...> Среди специфических для устной речи дискурсивов выделены хезитативы, средства адресации, фативы, эмотивы. <...> Средства адресации менее частотны, однако весьма разнообразны, особенно в английских лекциях, где для них характерна особая вежливость и некатегоричность. <...> Отмечено, что в английских материалах эти дискурсивы не только более частотные, но и более разнообразные и оригинальные, чем в русских. <...> Фативы встречаются в обоих языках довольно редко, а эмотивы встретились только в английских лекциях. <...> Все эти дискурсивы относятся к регулятивным средствам, играющим важную роль в организации речевого контакта говорящего и адресата. <...> Отмечается, что многие особенности употребления исследованных единиц имеют национально-культурную специфику, а также связаны с индивидуальной манерой лектора, стилем его общения с аудиторией и способом чтения лекции. <...> Ключевые слова: дискурсивные слова, научная речь, русский язык, английский язык, средства адресации, хезитатив, регулятивная информация. <...> Viktorova DISCOURSE MARKERS SPECIFIC FOR SPOKEN ACADEMIC SPEECH (BASED ON TEXTS OF LECTURES) Abstract. <...> The article deals with some aspects of functioning of discourse markers specific for monological spoken academic discourse of the Russian and the Humanities. <...> The goal of the research is to single out discourse markers specific for monological spoken academic discourse, quantitative data processing, comparative analysis of the results in the two languages. <...> The number of usages of the studied discourse markers is 330 cases. <...> Discourse markers specific for monological spoken academic discourse are subdivided into hesitation markers, means of direct address, phatic signals and emotional markers. <...> Такие <...>