Поволжский регион УДК 378.1 Э. Т. Раянова СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕПРИВИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. <...> Научная актуальность темы обусловлена явной недостаточностью специальных психолого-педагогических исследований феномена образовательной депривации применительно к высшему образованию. <...> Реализация исследовательских задач была достигнута с помощью использования философской и психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам феномена образовательной депривации, а также наблюдениями за образовательным процессом Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, анализом деятельности его субъектов, образовательной среды и всей инфраструктуры вуза. <...> Методологический потенциал включает метод наблюдения и гипотетикодедуктивный метод, позволяющие определить значимость компонентов системы предупреждения депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования, а также сравнительный метод, применение которого позволяет сопоставить объективные и субъективные депривирующие факторы в образовательном процессе. <...> Рассмотрены основные аспекты проблемы предупреждения депривирующих факторов, влияющих на профессиональную подготовку. <...> Определены стратегические принципы, соблюдение которых обеспечивает эффективность функционирования данной системы. <...> Определены и прокомментированы основные компоненты системы предупреждения и нейтрализации депривирующих факторов в учреждении высшего профессионального образования. <...> Система предупреждения депривирующих факторов состоит из целого ряда компонентов, в число которых входят методологические подходы к решению проблемы образовательной депривации, стратегические принципы ее решения, учебно-воспитательная деятельность вуза, субъекты образовательного процесса, образовательная среда вуза и его инфраструктура. <...> Вышеуказанная <...>