История ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 2 (34) СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ Варенцова Л. Ю. <...> Характер и условия принудительного трудоиспользования советских детей и подростков в Германии в период Великой Отечественной войны . <...> Проведение чековой приватизации в Пензенской области в 1992–1994 гг. <...> Образ-символ вещи в святочных рассказах Н. С. Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль» . <...> Роль мемуарных материалов на первом этапе изучения журнала «Москвитянин» . <...> Данте Габриэль Россетти и Серебряный век русской литературы (Н. М. Минский, З. А. Венгерова) . <...> Когнитивно-функциональная модель дискурсных маркеров как основа экспериментального исследования их когнитивного потенциала . <...> Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике . <...> Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя . <...> Способы активизации учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения математическим методам распознавания геометрических образов . <...> Cognitive-functional model of discourse markers as a basis of experimental research of cognitive potential thereof . <...> История ИСТОРИЯ УДК 94 (47) Л. Ю. Варенцова ГОСУДАРЕВА ДЕСЯТИННАЯ ПАШНЯ В XVII в. <...> Во многих селах были заведены государева десятинная пашня, винокурение, конюшни, различные заводы. <...> Огромные массивы царских полей находились в ведении приказа Тайных дел. <...> Цель статьи – рассмотреть работу на царских полях у крестьян, находившихся в ведении приказа Тайных дел, как разновидность их феодальных повинностей. <...> Исследованы основные центры дворцовых вотчин, где во второй половине XVII в. имелась государева десятинная пашня. <...> Особое внимание уделено выполнению повинностей крестьян по переработке государева десятинного хлеба на царских винокурнях, на поставках его из дворцовых городов, сел и волостей в столицу. <...> В приказе Тайных дел велась огромная работа по распространению государевой десятинной пашни и привлечению дворцовых крестьян для работы на царских <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№2_2015.pdf
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 2 (34)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Варенцова Л. Ю. Государева десятинная пашня в XVII в......................................... 5
Карнишина Н. Г. Институт губернаторства в Российской империи
в 1850–1890 гг. ..................................................................................................... 12
Первушкин В. И. Общественно-политические предпосылки формирования
исторических знаний в российской провинции в 1830–1890-е гг.:
перспективы изучения проблемы ...................................................................... 23
Наумов Е. О. Проблема сотрудничества армейских и территориальных
органов власти Саранского уезда в годы Гражданской войны
(на примере мобилизационного отдела 1-й армии Восточного фронта) ........ 33
Гаража Н. А. Характер и условия принудительного трудоиспользования
советских детей и подростков в Германии в период
Великой Отечественной войны .......................................................................... 44
Якупова Д. В. Проведение чековой приватизации в Пензенской области
в 1992–1994 гг. ..................................................................................................... 54
ФИЛОЛОГИЯ
Клюха И. К. Образ-символ вещи в святочных рассказах Н. С. Лескова
«Жемчужное ожерелье» и «Неразменный рубль» ........................................... 63
Тимашова О. В. Роль мемуарных материалов на первом этапе
изучения журнала «Москвитянин» .................................................................... 70
Жаткин Д. Н. Данте Габриэль Россетти и Серебряный век
русской литературы (Н. М. Минский, З. А. Венгерова) .................................. 82
Жуков О. Р. Дефиниция и словарная статья термина Метафора ........................... 92
Джелалова Л. А. Образ человека в когнитивном пространстве
русских паремий (опыт исследования) ............................................................ 103
Каменский М. В. Когнитивно-функциональная модель дискурсных
маркеров как основа экспериментального исследования
их когнитивного потенциала ............................................................................ 111
Humanities. History
1
2015
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ПЕДАГОГИКА
Боликова Л. Ю., Сильнова Ю. А. Формирование духовно-нравственных
установок у младших школьников ................................................................... 121
Мещеряков А. С., Зюзина А. А., Мещерякова О. В., Нестеров С. А.
Развитие профессионально-творческого потенциала студентов
в условиях творческой образовательной среды вуза ...................................... 127
Полукаров В. В. Проблема клубной деятельности
в зарубежной теории и практике ...................................................................... 137
Повшедная Ф. В., Лебедева О. В. Профессиональная культура
и профессиональная компетентность будущего учителя ............................... 148
Сохранов-Преображенский В. В., Борзенко О. В. Сущностные
характеристики самоопределения личности
в процессе смыслообразования ........................................................................ 157
Борисова Е. В., Галочкин А. Н. Об оценке частоты опросов в процедурах
мониторинга компетентностных достижений обучающихся ........................ 164
Варлашина С. Ю., Наземнова Н. В. Способы активизации
учебной деятельности старшеклассников в процессе их обучения
математическим методам распознавания геометрических образов .............. 175
РЕЦЕНЗИИ
Карнишин В. Ю. ....................................................................................................... 182
Митрофанов В. П.
................................................................................................... 187
2
University proceedings. Volga region
Стр.2
№ 2 (34), 2015
Гуманитарные науки. История
UNIVERSITY PROCEEDINGS
VOLGA REGION
HUMANITIES
№ 2 (34)
CONTENTS
HISTORY
Varentsova L. Yu. The tith arable land of the emperor in the XVII century ................... 5
Karnishina N. G. The institution of governorship in the Russian empire
in 1850–1890 ......................................................................................................... 12
Pervushkin V. I. Social-political preconditions of formation
of historical knowledge in russian provinces in 1830s–1890s:
prospects of studying the problem ......................................................................... 23
Naumov E. O. The problem of collaboration between the army
and the territorial authorities in the Saransk district during the Civil war
(by the example of the mobilization department of the Eastern front’s
1st army) ................................................................................................................ 33
Garazha N. A. Nature and conditions of using soviet children’s and adolescents’
labor in Germany during the Great Patriotic war .................................................. 44
Yakupova D. V. Check privatization in the Penza region in 1992–1994 ....................... 54
PHILOLOGY
Klukha I. K. Image of an item in the Christmas stories by Nikolai Leskov
«The Pearl Necklace» and «The Irredeemable ruble» ........................................... 63
Timashova O. V. Role of memoirs at the first stage of studying
the “Moskvityanin” (The Muscovite) journal........................................................ 70
Zhatkin D. N. Dante Gabriel Rosette and the Silver Age
of the Russian literature (N. M. Minsky, Z. A. Vengerova) .................................. 82
Zhukov O. R. The dictionary entry and definition of the term metaphor ...................... 92
Dzhelalova L. A. The image of a person in the cognitive space
of russian paroimias (research experience) ......................................................... 103
Kamenskiy M. V. Cognitive-functional model of discourse markers
as a basis of experimental research of cognitive potential thereof ...................... 111
Humanities. History
3
2015
Стр.3
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
PEDAGOGY
Bolikova L. Yu., Silnova Yu. A. Junior schoolchildren spiritual
and moral aims formation .................................................................................... 121
Meshcheryakov A. S., Ziuzina A. A., Meshcheryakova O. V., Nesterov S. A.
Development of professional-creative potential of students
in the creative educational environment of universities ....................................... 127
Polukarov V. V. The problem of club actvity in foreign theory and practice .............. 137
Povshednaya F. V., Lebedeva O. V. Professional culture
and professional competence of future teachers .................................................. 148
Sokhranov-Preobrazhenskiy V. V., Borzenko O. V. Essential characteristics
of personality self-determination in sense formation process .............................. 157
Borisova E. V., Galochkin A. N. Survey frequency assessment at monitoring
of individual achievements of students ................................................................ 164
Varlashina S. Yu., Nazemnova N. V. Means of activation of educational
activity of senior pupils in the process of learning mathematical
recognition of geometric forms ............................................................................ 175
CRITICAL REWIEWS
Karnishin V. Yu. ......................................................................................................... 182
Mitrophanov V. P. ...................................................................................................... 187
4
University proceedings. Volga region
Стр.4