Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №2 2015

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСохранов-Преображенский
АвторыБорзенко О.В.
Страниц7
ID550409
АннотацияАктуальность и цели. Динамичное развитие системы отечественного образования актуализирует проблему инновационного самоопределения личности. Проблемность реализации компонентов образовательного комплекса России проявляется прежде всего в новом прочтении содержания образования, которое представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Социально-педагогическая актуальность проблемы дополняется наличием психолого-педагогического противоречия между готовностью личности в юношеском возрасте к самоопределению и отсутствием необходимых для этого процесса знаний, умений и компетенций, что является следствием отсутствия у личности опыта смыслообразования. Целью исследования является выявление взаимосвязи смыслообразования и процесса самоопределения личности в юношеском возрасте Материалы и методы. В процессе разработки модели самоопределения личности в юношеском возрасте особое внимание необходимо уделять субъектной парадигме смыслообразования (И. В. Абакумова, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. В. Занков), субъектно-деятельностной концепции С. Л. Рубинштейна, теоретическим положениям и принципам исследования проблемы самоопределения личности, представленным в трудах отечественных и зарубежных психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы и методики: наблюдение, анкетирование, беседа; методика Ш. Шварца «Ценностный опросник», написание эссе и создание рисунка «Смысл жизни я вижу в…» (методика Д. А. Леонтьева), «Смысложизненные ориентации», опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана. Использовались математические методы статистической обработки данных, качественный анализ полученных результатов (контент-анализ).
УДК15 + 37(082)
Сохранов-Преображенский, В.В. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ / В.В. Сохранов-Преображенский, О.В. Борзенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2015 .— №2 .— С. 157-163 .— URL: https://rucont.ru/efd/550409 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 (34), 2015 УДК 15 + 37(082) В. В. Сохранов-Преображенский, О. В. Борзенко СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ Аннотация. <...> Динамичное развитие системы отечественного образования актуализирует проблему инновационного самоопределения личности. <...> Проблемность реализации компонентов образовательного комплекса России проявляется прежде всего в новом прочтении содержания образования, которое представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». <...> Социально-педагогическая актуальность проблемы дополняется наличием психолого-педагогического противоречия между готовностью личности в юношеском возрасте к самоопределению и отсутствием необходимых для этого процесса знаний, умений и компетенций, что является следствием отсутствия у личности опыта смыслообразования. <...> Целью исследования является выявление взаимосвязи смыслообразования и процесса самоопределения личности в юношеском возрасте. <...> В процессе разработки модели самоопределения личности в юношеском возрасте особое внимание необходимо уделять субъектной парадигме смыслообразования (И. В. Абакумова, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. В. Занков), субъектно-деятельностной концепции С. Л. Рубинштейна, теоретическим положениям и принципам исследования проблемы самоопределения личности, представленным в трудах отечественных и зарубежных психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. <...> ). Для <...>