В.В. Волков ОСНОВЫФИЛОЛОГИИ Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста •ФЛИНТА• В.В. Волков ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 В67 Рецензенты: доктор филологических наук профессор Е.Н. Брызгалова кандидат филологических наук доцент И.В. Гладилина кандидат филологических наук доцент В.М. Мирзоева В67 Волков В.В. <...> Антропоцентризм, языковая личность и прагмастилистика текста [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Волков. <...> Именно на эти понятия – как наиболее значимые для современной социогуманитарной ситуации – нацелена учебная дисциплина «Основы филологии», предназначенная для студентов-филологов первого курса. <...> С ней тесно связаны метаязыковая функция – средство языка говорить о себе самом в специальных терминах (существительное, сказуемое, морфема и т.п.), аккумулятивная функция – средство накопления и хранения различной информации. <...> Несколько подробнее остановимся только на лингвометодике – прикладной области, центрирующейся на аккумулятивной функции языка как средстве накопления, хранения и передачи различной информации (в том числе культурно-исторических традиций) от поколения к поколению. <...> Основная дидактическая единица, связанная с аккумулятивной функцией, – текст как носитель социально и/или личностно значимой информации. <...> Основной прием обучения языку в его аккумулятивной функции – анализ содержательности текста и работа с книгой: составление выписок, планов и тезисов, конспектирование и пересказ, изложение, написание рефератов и др. <...> Полная программа обучения языку, по логике вещей, складывается из четырех подпрограмм: 1) подпрограммы обучения языку как системе форм (традиционная структурно-семасиологическая грамматика); 2) подпрограммы «Язык как средство общения» (коммуникативная функция); 3) подпрограммы «Язык как средство <...>
Основы_филологии._Антропоцентризм,_языковая_личность_и_прагмалингвистика_текста_(1).pdf
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
В67
Рецензенты:
доктор филологических наук профессор Е.Н. Брызгалова
кандидат филологических наук доцент И.В. Гладилина
кандидат филологических наук доцент В.М. Мирзоева
В67
Волков В.В.
Основы филологии. Антропоцентризм, языковая личность и
прагмастилистика текста [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В.
Волков. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 148 с.
ISBN 978-5-9765-2016-5
В пособии освещаются вопросы, связанные с антропоцентрической
парадигмой современной русистики и ее центральными понятиями
– языковая личность, концепт и концептосфера, прагмастилистика
языка и текста. Анализируются произведения классической русской
литературы, преимущественно ХХ века (М. Булгаков, А. Тарковский, Р.
Рождественский, Е. Евтушенко, М. Анчаров и др.).
Для студентов специалитета и бакалавриата, обучающихся
по специальности (направлению) «Филология», а также для всех, кто
интересуется проблематикой, связанной с особенностями русской
языковой личности и методами ее исследования.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
ISBN 978-5-9765-2016-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................ 3
Глава 1
Антропоцентризм как лингвистическая
научная парадигма
Что такое научная парадигма?...................................................... 7
Функции языка и лингвистические парадигмы .......................... 7
О прикладной лингвистике и лингвометодике ......................... 10
Что такое антропоцентризм? ...................................................... 12
Вопрос о «филологии личности» ............................................... 18
Глава 2
Бимодальность антропоцентризма:
взаимоотражение и взаимопрограммирование
Человека и Языка
Антропоцентризм как бимодальная
лингвистическая парадигма........................................................ 23
Антиномия системы языка и языкового сознания.................... 26
«Языковой детерминизм» и «языковой анархизм» ................. 26
Проблема человека в зеркале антропоцентризма..................... 30
Человек в зеркале homo-именований......................................... 34
Глава 3
Прагмастилистика текста
и «филология личности»
Текст: «нефилологическое» и филологическое чтение............ 42
«Личность автора» и «концепция целого» ................................ 46
Прагмалингвистика и прагмастилистика:
специфика задач........................................................................... 51
О типологии «личностей филологических».............................. 55
Глава 4
Понятийный аппарат прагмастилистики
как «филологии личности»
Семантическое поле, тезаурус, идиотезаурус........................... 60
Номинативные и идеографические сети и линии..................... 65
146
Стр.146
Семантическая доминанта и способы ее
акцентировки в тексте................................................................. 70
Основные типы семантических доминант................................. 74
Концепт и концептосфера........................................................... 75
Глава 5
Доминанты и сети идентифицирующего
и предикатного типов
О доминантах предикатного типа .............................................. 79
Люди и вещи в функции символов
(поэма Е. Евтушенко «Мама и нейтронная бомба»)................. 80
Антонимы Роберта Рождественского ........................................ 86
Цветосимволика Арсения Тарковского.................................... 90
Глава 6
Единицы грамматикона в роли
семантических доминант
Содержательность текста и проблема
«экспрессивной грамматики»................................................... 103
«Семантические перевёртыши» ............................................... 110
Глава 7
Лингвоконцептуальные структуры
художественного текста
Арсений Тарковский: Поэт как Вестник ................................. 122
Макроконцепт Судьбы в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» .............................................................. 129
Общая характеристика поля Судьбы ................................... 130
Встречи с Воландом: предопределенность
и проблема выбора................................................................. 132
Иешуа и Пилат: аспекты диалога......................................... 136
Вместо заключения ..................................................................... 138
Литература.................................................................................... 139
Список сокращений....................................................................... 145
147
Стр.147