Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Методология научного познания (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев С. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц256
ID632628
АннотацияВ монографии раскрываются основные проблемы современной методологии научного познания: ее предмет и структура, методологическая культура ученого, уровни научного познания, общенаучные и частнонаучные методы, проблема индукции, методологические аспекты динамики научного знания, методологические аспекты научной истины. Все эти проблемы рассматриваются в книге с позиций уровневой структуры организации знания в современной науке.
Кому рекомендованоКнига адресована всем, кто интересуется проблемами современной методологии науки, но прежде всего начинающим исследователям: магистрам, аспирантам, а также молодым преподавателям и научным сотрудникам.
ISBN978-5-392-20132-7
УДК001.8
ББК72
Лебедев, С.А. Методология научного познания : монография / С.А. Лебедев .— Москва : Проспект, 2016 .— 256 с. — Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-392-20132-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/632628 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-392-20132-7 В монографии раскрываются основные проблемы современной методологии научного познания: ее предмет и структура, методологическая культура ученого, уровни научного познания, общенаучные и частнонаучные методы, проблема индукции, методологические аспекты динамики научного знания, методологические аспекты научной истины. <...> Предмет и структура методологии научного познания . <...> ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Понятия метод, методология, как и все общие понятия и категории языка, являются многозначными и потому требуют анализа и фиксации их различных значений [1; 3; 4; 11]. <...> Метод научный – это общее имя, собирательное понятие для обозначения различного рода средств, используемых для получения, обоснования, проверки и применения всех видов и единиц научного знания. <...> Поэтому существуют различия, подчас глубокие, между методами познания не только в качественно различных по содержанию областях (отраслях) науки (математика, естествознание, социально-гуманитарные науки, технические и инженерные науки), но и на различных уровнях познания в каждой науке (методы чувственного научного познания, методы эмпирического познания, методы теоретического познания, методы метатеоретического знания). <...> Все зависит от области науки, уровня научного познания и содержания конкретной единицы знания. <...> Предмет и структура методологии научного познания Все методы научного познания, в зависимости от широты их применения в различных областях науки и на различных уровнях научного познания, можно разделить на два основных множества: общенаучные и частнонаучные. <...> В основе такого движения лежат индуктивные выводы четырех логических форм: перечислительной индукции, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, математической индукции [5]. <...> Индукция как обратная дедукция – эвристическая процедура научного мышления, связанная с выдвижением общей гипотезы (в частности, эмпирического <...>
Методология_научного_познания._Монография.pdf
УДК 327:001.8(075.8) ББК 66.4я73 Л33 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Сергей Александрович Лебедев — российский философ, специалист в области логики и методологии науки, истории и философии науки, научного менеджмента, философской антропологии. Доктор философских наук, профессор, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Рецензенты: Гранин Ю. Д., доктор философских наук, профессор; Ильин В. В., доктор философских наук, профессор. Лебедев С. А. Л33 Методология научного познания: монография. — Москва : Проспект, 2016. — 256 с. ISBN 978-5-392-20132-7 В монографии раскрываются основные проблемы современной методологии научного познания: ее предмет и структура, методологическая культура ученого, уровни научного познания, общенаучные и частнонаучные методы, проблема индукции, методологические аспекты динамики научного знания, методологические аспекты научной истины. Все эти проблемы рассматриваются в книге с позиций уровневой структуры организации знания в современной науке. Книга адресована всем, кто интересуется проблемами современной методологии науки, но прежде всего начинающим исследователям: магистрам, аспирантам, а также молодым преподавателям и научным сотрудникам. УДК 327:001.8(075.8) ББК 66.4я73 Научное издание МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Монография Лебедев Сергей Александрович Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 01.06.2016. Формат 60×90 1 Печать цифровая. Печ. л. 16,0. Тираж 20 экз. Заказ № ООО «Проспект» /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. . ISBN 978-5-392-20132-7 © Лебедев С. А., 2015 © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Предмет и структура методологии научного познания ...............5 1. Общенаучные методы познания .........................................................6 2. Частнонаучные методы познания ....................................................18 3. Структура методологии научного познания ....................................23 4. Методология науки и методологическая культура ученого ............29 Литература .............................................................................................36 Глава 2. Структура научного знания ......................................................37 1. Понятие научного знания .................................................................37 2. Научная рациональность и ее виды .................................................38 3. Основные уровни научного знания ..................................................40 Литература .............................................................................................57 Глава 3. Методы чувственного познания ...............................................59 1. Научное наблюдение .........................................................................60 2. Научный эксперимент ......................................................................62 Литература .............................................................................................64 Глава 4. Методы эмпирического познания .............................................66 1. Абстрагирование ...............................................................................68 2. Научное описание .............................................................................72 3. Обобщение .........................................................................................73 4. Индукция ...........................................................................................73 5. Эмпирическое объяснение и предсказание .....................................80 6. Эмпирический анализ и синтез ........................................................81 7. Сравнение ..........................................................................................81 8. Измерение..........................................................................................82 9. Классификация .................................................................................82 10. Моделирование ................................................................................83 11. Аналогия ..........................................................................................84 12. Экстраполяция ................................................................................84 13. Эмпирическое (индуктивное) подтверждение ...............................86 14. Эмпирическое опровержение (эмпирическая фальсификация) ...........................................................................................94 15. Предсказательная сила научно-исследовательских программ ......99 Литература ...........................................................................................102 Глава 5. Проблема оправдания индукции .............................................104 1. Метафизическое, или дедуктивное, оправдание индукции ..........105 2. Прагматический подход к решению проблемы индукции ............108 3. Конвенционалистский подход к решению проблемы индукции ....................................................................................................111 4. Индуктивно-аналитическое решение проблемы индукции .........112 5. Лингвистическое разрушение проблемы индукции ......................116 Литература ...........................................................................................120
Стр.3
4 • Содержание Глава 6. Методы теоретического познания ..........................................121 1. Методы построения исходных объектов теории ...........................122 2. Методы построения производных объектов теории .....................132 3. Методы построения научных теорий .............................................138 Литература ...........................................................................................179 Глава 7. Методы метатеоретического познания ..................................181 1. Метод формализации ......................................................................182 2. Метод парадигмального обоснования ............................................189 3. Метод общенаучного онтологического обоснования ...................193 4. Метод общенаучного гносеологического обоснования ................203 5. Метод философского обоснования ................................................216 Литература ...........................................................................................225 Глава 8. Методологические аспекты динамики научного знания .........227 1. Кумулятивистская модель динамики научного знания ................227 2. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания .........................................................................................234 3. Общие и специфические закономерности развития научного знания .........................................................................................................239 Литература ...........................................................................................241 Глава 9. Методологические аспекты истинности научного знания ......244 1. Основные концепции научной истины .........................................244 2. Методологические уроки естествознания XX в. ............................246 3. Плюрализм научных истин .............................................................251 Литература ...........................................................................................256
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.