Великолукская государственная академия физической культуры и спорта Е.Н. МЕДВЕДЕВА, А.А.МАНОЙЛОВ, Ю.В.СТРЕЛЕЦКАЯ Культурологический подход к процессу моделирования и реализации профессиональной подготовки спортивных педагогов Монография Великие Луки 2009 Медведева Е.Н., Манойлов А.А., Стрелецкая Ю.В. <...> Гуревич Монография посвящена теоретико-методологическому обоснованию культурологического подхода к процессу управления подготовкой специалистов в системе высшего профессионально-педагогического образования как необходимого условия формирования мастерства спортивного педагога и успешного функционирования сферы «Физическая культура». <...> Монография может быть использована в качестве дополнительной литературы специалистами в области подготовки и переподготовки физкультурных кадров, аспирантами и студентами педагогических, физкультурных и гуманитарных вузов. <...> Учитывая, что модернизация образования в сфере физической культуры настоятельно требует от ученых поиска новых технологий, позволяющих педагогу будущего изменить своѐ отношение к миру, самому себе, другим людям, обществу в целом, следует особо внимательно подойти к оценке роли и места культуры будущего педагога в структуре его педагогического мастерства. <...> На наш взгляд, именно культурологический подход в образовании является основой эффективного проектирования и функционирования процесса профессионально-педагогической подготовки студентов в вузах физической культуры. <...> Характеристика подготовки специалистов по физической культуре и спорту на современном этапе развития высшего профессионального образования Подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах является важнейшим резервом ускорения социально-экономического развития нашего общества (Прохорова М.В.,1993). <...> При этом современная жизнь ставит перед вузами ряд определѐнных требований ведь переход к рыночной экономике, интеграция России в международное <...>
_Культурологический_подход_к_процессу_моделирования_и_реализации_профессиональной_подготовки_спортивных_педагогов.pdf
Великолукская государственная академия
физической культуры и спорта
Е.Н. МЕДВЕДЕВА, А.А.МАНОЙЛОВ, Ю.В.СТРЕЛЕЦКАЯ
Культурологический подход
к процессу моделирования и
реализации профессиональной
подготовки спортивных педагогов
Монография
Великие Луки
2009
Стр.1
Медведева Е.Н., Манойлов А.А., Стрелецкая Ю.В. Культурологический
подход к процессу моделирования и реализации профессиональной
подготовки спортивных педагогов. Монография. – Великие Луки, 2009. – …
с.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Великолукской
государственной академии физической культуры
Работа печатается в авторской редакции.
Рецензенты: доктор пед. наук, профессор Р.Н.Терѐхина;
доктор экон. наук, доцент В.А. Бескровная;
доктор пед. наук, академик АПН Украины Р.С.Гуревич
Монография посвящена теоретико-методологическому обоснованию
культурологического подхода к процессу управления подготовкой
специалистов в системе высшего профессионально-педагогического
образования как необходимого условия формирования мастерства
спортивного педагога и успешного функционирования сферы «Физическая
культура».
Монография может быть использована в качестве дополнительной
литературы специалистами в области подготовки и переподготовки
физкультурных кадров, аспирантами и студентами педагогических,
физкультурных и гуманитарных вузов.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Сфера деятельности педагога (в том числе и спортивного)
непосредственно связана с формированием, накоплением и передачей
культурных ценностей человека. Поэтому педагог- профессионал – это,
прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными
функциями, несущая в себе культурные ценности и идеалы, представление о
миссии своей профессии в обществе. Спортивный педагог, обладающий
высокой профессиональной культурой, имеет хорошо развитое мышление и
сознание, обладает творческим потенциалом и является аккумулятором
всемирного культурно-исторического опыта. То есть культура – это то
основание, на котором взращивается сознание и личность педагога.
Учитывая, что модернизация образования в сфере физической культуры
настоятельно требует от ученых поиска новых технологий, позволяющих
педагогу будущего изменить своѐ отношение к миру, самому себе, другим
людям, обществу в целом, следует особо внимательно подойти к оценке роли
и места культуры будущего педагога в структуре его педагогического
мастерства. Ведь только при условии наличия синтеза высокого
профессионализма и внутренних свойств педагога, владения методикой
преподавания в сочетании с культуротворческими способностями будущих
специалистов возможно решение проблемы повышения качества их
физультурно-спортивной деятельности.
Не надо доказывать, что качества и свойства личности спортивного
педагога формируется в процессе деятельности, требующей проявления
данных качеств. Но при этом очень важно не просто "функционально
запустить" требуемые стандартами образования профессиональные качества
специалиста, а создать возможности для достижения
вершин
педагогического мастерства. На наш взгляд, именно культурологический
подход в образовании является основой эффективного проектирования и
функционирования процесса профессионально-педагогической подготовки
студентов в вузах физической культуры.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ
ПЕДАГОГОВ …………………………………………………………
1.1. Характеристика подготовки специалистов по физической культуре
и спорту на современном этапе развития высшего профессионального
образования………………………………………………………………………..
1.2. Эстетическая культура как системообразующий фактор
профессионального мастерства будущего спортивного педагога………………
1.3. Двигательная культура и еѐ проявления……………………………….
1.4. Структура и содержание педагогического профессионализма ………
1.5. Культура общения – как условие успешности управления
педагогическим процессом……………………………………………………..
1.6. Управленческая компетентность и готовность к осуществлению
профессионально-педагогической деятельности………………………………..
1.7. Творчество в деятельностном аспекте подготовки спортивного
педагога…………………………………………………………………………….
1.8. Место профессионально-педагогической направленности в общей
структуре личности педагога…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ……………...
2.1. Эстетизация процесса профессионально-педагогической подготовки
в вузах физической культуры…………………………………………………….
2.2. Технологизация процесса моделирования и профессиональной
подготовки спортивных педагогов……………………………………………….
2.3. Интенсификация интеллектуальной и творческой деятельности
студентов в системе высшего физкультурного образования …………………..
2.4. Дифференцированный
подход
в
высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.
подготовке
Стр.176
2.5. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки
студентов…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ…………………
3.1. Проблемные задачи и задания по формированию коммуникативной
компетентности инструктора по физической культуре………………………….
3.2. Проблемные задачи и задания по формированию гностических
умений и навыков будущего учителя физической культуры…………………..
3.3. Примерные проблемные задачи и задания по формированию
методической компетентности тренера по спортивной гимнастике …………...
3.4. Проблемные задачи и задания по формированию музыкальной
грамоты и конструктивных умений и навыков тренера по художественной
гимнастике………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….
Стр.177