Целью дисциплины «Электронный бизнес» является – формирование у студентов знаний, умений и навыков применения технологий реализации электронного бизнеса, использования методов построения электронного бизнеса, его инструментария при работе на различных сегментах рынка; базовая подготовка по технологиям электронного бизнеса и навыки по применению данных технологий, достаточные для последующей самостоятельной работы со специальной литературой и изучения специальных дисциплин. <...> 6 Тема 1 Понятие и история электронного бизнеса . <...> Своим рождением первые системы и методы электронного бизнеса обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковких операций, пластиковых карт и построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий. <...> В качестве иллюстрации следует упомянуть, что межцеховые запасы сырья и материалов на автомобильном заводе «Форд» равнялись в то время 2-3-х месячной потребности производства в сырье и комплектующих. <...> В результате активного роста крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны стало очевидно, что использование математических моделей планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств, иммобилизованных («замороженных») в виде запасов и незавершенного производства. <...> Практическая реализация данного подхода на основе применения вычислительной техники впервые позволила оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, недостатке ресурсов, отказах оборудования и т.п.) <...> Два создателя глобальных американских систем обслуживания пластиковых карт: Bank of America и Interbank Cards Association организовали совместную рассылку пластиковых карт по почте, повлекшую за собой стремительный рост числа держателей карт. <...> В отличие от традиционных бирж FOREX получил новое качество, обеспеченное <...>
Электронный_бизнес_Конспект_лекций.pdf
УДК 65.007(078.5)
Юрасов А.В. Электронный бизнес. Конспект лекций. – Самара.: ФГОБУ ВПО
ПГУТИ, 2012. – 180 с.
Целью дисциплины «Электронный бизнес» является – формирование у
студентов знаний, умений и навыков применения технологий реализации
электронного бизнеса, использования методов построения электронного
бизнеса, его инструментария при работе на различных сегментах рынка;
базовая подготовка по технологиям электронного бизнеса и навыки по
применению данных технологий, достаточные для последующей
самостоятельной работы со специальной литературой и изучения специальных
дисциплин.
Конспект лекций предназначен для студентов, обучающихся по
специальности «Бизнес-информатика», специалистов, участвующих в
процессах управления и широкого круга читателей, интересующихся данными
вопросами.
Конспект лекций является частью учебно-методического комплекса по
дисциплине «Электронный бизнес», наилучшие результаты будут получены
при использовании конспекта совместно с другими материалами комплекса.
Конспект лекций разработан в соответствии с планом проекта «ТЕМПУС
ECOMMIS» «Two cycle E-Commerce curricula to serve Information Society in RU,
UA, IL» (Двухуровневые программы обучения электронной коммерции для
развития информационного общества в России, Украине и Израиле). Проект
финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной
публикации отражает мнение автора и Европейская Комиссия не несет
ответственности за использование содержащейся в ней информации.
Рецензент:
Токарев Ю.А. – к.э.н., доцент кафедры статистики ГОУВПО СГЭУ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования «Поволжский государственный
университет телекоммуникаций и информатики»
© Юрасов А.В., 2012
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание .............................................................................................................................................. 4
ЛЕКЦИЯ 1 ................................................................................................................................................. 6
Тема 1 Понятие и история электронного бизнеса ................................................................ 6
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 12
ЛЕКЦИЯ 2 ............................................................................................................................................... 13
Тема 2 История электронного бизнеса .................................................................................... 13
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 19
ЛЕКЦИЯ 3 ............................................................................................................................................... 20
Тема 3 История электронного бизнеса (продолжение) ................................................... 20
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 27
ЛЕКЦИЯ 4 ............................................................................................................................................... 28
Тема 4 Структура рынка и преимущества электронного бизнеса ............................. 28
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 36
ЛЕКЦИЯ 5 ............................................................................................................................................... 37
Тема 5 Автоматизированные системы управления ресурсами предприятия ...... 37
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 42
ЛЕКЦИЯ 6 ............................................................................................................................................... 43
Тема 6 ERP-системы: планирование ресурсов предприятия ...................................... 43
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 50
ЛЕКЦИЯ 7 ............................................................................................................................................... 51
Тема 7 Торгово-закупочные В2В системы: SCM-системы ........................................... 51
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 56
ЛЕКЦИЯ 8 ............................................................................................................................................... 57
Тема 8 Торгово-закупочные В2В системы: CRM-системы .......................................... 57
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 64
ЛЕКЦИЯ 9 ............................................................................................................................................... 65
Тема 9 Виртуальные предприятия и интернет-инкубаторы ......................................... 65
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 72
ЛЕКЦИЯ 10 ............................................................................................................................................ 73
Тема 10 Понятие и функции интернет-магазина ................................................................ 73
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 80
ЛЕКЦИЯ 11 ............................................................................................................................................ 81
Тема 11 Интернет-трейдинг .......................................................................................................... 81
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 86
ЛЕКЦИЯ 12 ............................................................................................................................................ 87
Тема 12 Технологии интернет-трейдинга .............................................................................. 87
Вопросы для самоконтроля ............................................................................................................ 93
ЛЕКЦИЯ 13 ............................................................................................................................................ 94
Тема 13 Электронное правительство (E-Government) ..................................................... 94
Вопросы для самоконтроля .......................................................................................................... 100
ЛЕКЦИЯ 14 .......................................................................................................................................... 101
Тема 14 Перспективы электронного бизнеса ..................................................................... 101
4
Стр.4
Вопросы для самоконтроля .......................................................................................................... 107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................. 108
ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................................... 110
5
Стр.5