Ф. Н. Зименкова ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ Монография Москва 2013 УДК 372 ББК 74.263 3621 Рецензенты: А. А. Павлова, профессор, доктор пед. наук Ю. Л. Хотунцев, профессор, доктор физ.-мат. наук 3621 Зименкова Ф. Н. <...> Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография. <...> В настоящее время в период становления новой системы образования в России, сопровождающейся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, новые подходы, новые формы и методы обучения и др. <...> В ней показана ведущая роль трудового технологического обучения и воспитания в развитии и формировании личности школьника, выявлены психологические и педагогические условия, при которых труд становится сферой его самоосуществления. <...> Раскрыты также особенности взаимоотношений учителя с учащимися в процессе трудового воспитания, методы обучения на занятиях по технологии и внеклассных занятиях, и их влияние на формирование личности школьника. <...> Монография адресована учителям технологии, педагогам дополнительного образования школьников, студентам и аспирантам факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов. <...> 27 Методы обучения на уроках технологии и их влияние на формирование личности школьника . <...> 46 Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся и ее роль в воспитании личности школьника . <...> Сегодня современный этап совершенствования системы трудового воспитания и технологического образования учащихся проходит в новых социально-экономических условиях, которые сложились в стране. <...> Но творческая личность не возникает сама по себе, а развивается в процессе специального обучения и воспитания. <...> Поэтому наряду с формированием естественнонаучных и политехнических знаний, умений и навыков выдвигаются сегодня <...>
Воспитание_творческой_личности_школьника_на_уроках_технологии_и_внеклассных_занятиях._Монография.pdf
УДК 372
ББК 74.263
3621
Рецензенты:
А. А. Павлова, профессор, доктор пед. наук
Ю. Л. Хотунцев, профессор, доктор физ.-мат. наук
3621 Зименкова Ф. Н. Воспитание творческой личности школьника
на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография.
— М.: Прометей, 2013. — 94 с.
В настоящее время в период становления новой системы образования
в России, сопровождающейся существенными изменениями
в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса,
происходит смена образовательной парадигмы: предлагается
новое содержание, новые подходы, новые формы и методы обучения
и др. Важнейшей составляющей педагогического процесса
становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя
с учениками. Особая роль в этом процессе отводится воспитанию
творческой личности, становлению нравственного облика человека.
Настоящая монография посвящена актуальной проблеме формирования
личности школьника на уроках технологии и на внеклассных
занятиях. В ней показана ведущая роль трудового технологического
обучения и воспитания в развитии и формировании личности
школьника, выявлены психологические и педагогические условия,
при которых труд становится сферой его самоосуществления. Раскрыты
также особенности взаимоотношений учителя с учащимися
в процессе трудового воспитания, методы обучения на занятиях
по технологии и внеклассных занятиях, и их влияние на формирование
личности школьника.
Монография адресована учителям технологии, педагогам дополнительного
образования школьников, студентам и аспирантам
факультета технологии и предпринимательства педагогических
вузов.
ISBN 978-5-7042-2399-3
© Н. Ф. Зименкова, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................4
Теоретические предпосылки введения образовательной
области «Технология» .....................................................................7
Личность школьника как педагогическая проблема ..........11
Взаимодействие семьи и школы в развитии личности
школьника .......................................................................................13
Роль учителя технологии в становлении личности
школьника .......................................................................................20
Современный урок в практике технологического
образования ..................................................................................... 27
Методы обучения на уроках технологии и их влияние
на формирование личности школьника .................................33
Психолого-педагогические аспекты методов активного
обучения и их предпосылки .......................................................46
Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся и
ее роль в воспитании личности школьника ..........................53
Заключение .....................................................................................70
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................75
ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................................................77
Стр.3