Уже семь лет наша страна участвует
в
Болонском
общемировое
рамках
процессе,
гармонизировать
образовательное пространство,
этого
переходит
призванном
процесса
на
высшее
двухуровневую
— именно
образование
систему
в
в
России
бакалавриата
и
магистратуры. <...> Поиск механизма реализации этой политики
вызвал новую волну инновационного движения. <...> Процесс
формирования
инновационной
готовности
деятельности
преподавателей
по
к
внедрению
государственного образовательного стандарта 3 поколения
должен
быть
предварительной
направлен
на
готовности
до
преобразование
его
состояния
ситуативной
готовности
к осуществлению академической
свободы при
разработке
и
апробации
нововведений
в
инновационном
5
поле,
ограниченном
заданными
исходными
установками,
регламентирующими эту свободу. <...> Подготовка
коллективного
субъекта
такой
деятельности может осуществляться успешно при создании
следующих
организационно-педагогических
содействие
преодолению
психологических
условий:
барьеров
к
восприимчивости предстоящей инновационной деятельности
педагогами; использование технологических возможностей
процесса
проектирования
подготовки
деятельности
коллективного
к
ее
как
средства
субъекта
осуществлению
в
целостной
инновационной
заданном
поле;
обеспечение научного сопровождения процесса подготовки
педагогов к инновационной деятельности. <...> М.Н.
Скаткина
педагогической
и
науки
др.
–
методология научно–педагогического исследования. <...> При
теоретическом
исследования
мы
анализе
проблемы
обнаружили
большой
нашего
разброс
интерпретаций таких понятий как «исследование», «научно
– исследовательская деятельность», их отождествление в
различных
контекстах,
процессы,
экспериментирование
практике.
сущности
Разведение
было
для
нас
описывающих
этих
в
понятий
принципиально
инновационные
педагогической
через
раскрытие
необходимым
при
определении специфики режима поведения и деятельности
участников экспериментальной <...>
ПОДГОТОВКА_ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ_КАФЕДРЫ_К_ИННОВАЦИОННОЙ_ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.pdf
1
СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АНДРЕЕВА А.В.
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ
К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Монография
Смоленск
2010
Стр.1
2
ББК 74.58
А 655
Рецензенты:
Максимова Н.А. – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационных
технологий и безопасности СГУ;
Тимофеева Н.М. - кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана по инновационному
развитию факультета СмолГУ
А 655 Андреева А.В.
Подготовка преподавателей кафедры к инновационной деятельности: монография. –
Смоленск: «Универсум», 2010. – 216 с.
ББК 74.58
А 655
© Андреева, 2010
© Смоленский гуманитарный университет, 2010
© Оформление ООО «Универсум», 2010
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
В «Национальной доктрине образования в Российской
Федерации», «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года» и других
государственных документах определена государственная
политика России в области образования. Модернизация
образования - это масштабная программа государства,
осуществляемая при активном содействии общества. Она
должна привести к достижению нового качества
российского образования, которое определяется прежде
всего его соответствием актуальным и перспективным
запросам современной жизни страны. В настоящее время в
России наблюдается разгар реформы образовательной
системы: готовится к принятию новый закон «Об
образовании», разрабатываются образовательные стандарты
третьего поколения. Уже семь лет наша страна участвует
в Болонском процессе, призванном гармонизировать
общемировое образовательное пространство, — именно в
рамках этого процесса высшее образование в России
переходит на двухуровневую систему бакалавриата и
магистратуры. Поиск механизма реализации этой политики
вызвал новую волну инновационного движения.
В настоящее время инновационность образовательного
процесса в данном направлении рассматривается как
основной признак его развития. Все больше и больше
педагогических
коллективов
различных
типов
образовательных учреждений, от дошкольных до высших,
включается в сложный процесс исследовательской,
экспериментальной деятельности.
Стр.3
216
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................................3
ГОТОВНОСТЬ ПЕДКОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ВНЕДРЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ...................................................................................................................6
1.1 Методологический и теоретический анализ научноисследовательской
и инновационной деятельности в сфере
образования ...............................................................................................................................6
1.2 Особенности инновационной деятельности в режиме
педагогического эксперимента с заданными исходными установками ..29
1.3 Сущностная характеристика готовности субъекта инновационной
деятельности к
проведению педагогического
эксперимента
с заданными исходными установками ...................................................................53
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К
ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТУ С ЗАДАННЫМИ ИСХОДНЫМИ
УСТАНОВКАМИ .............................................................................................................................90
2.1 Теоретическое
обоснование организационно-педагогических
условий формирования готовности педагогов к
экспериментальной деятельности с заданными исходными установками
.......................................................................................................................................................90
2.2 Модель создания организационно-педагогических
условий
подготовки педагогов к участию в педагогическом эксперименте с
заданными исходными установками ...........................................................................122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................144
Приложение 1.........................................................................................................................167
Опытно–экспериментальная работа по созданию организационнопедагогических
условий подготовки педагогов к экспериментальной
деятельности с заданными исходными установками.....................................167
Приложение 2.........................................................................................................................198
Приложение 3.........................................................................................................................211
Стр.216