149 Задания для самоконтроля……………………………………………… 151 Комбинированные вычислительные процессы на языке VBA…. <...> Под системой счисления понимается способ записи чисел с помощью символов (цифр, букв и т.д.) <...> Основанием позиционной системы счисления называется целое число, определяющее количество символов, используемых в ней (обозначим его через p ). <...> В позиционной системе счисления с основанием p ( p -ичной системе счисления) любое число R может быть представлено в виде: где коэффициенты − ai символы в изображении числа R , которые принимают значения от 0 до p −1. <...> Обычно в памяти ПЭВМ, на уровне аппаратной реализации, информация представляется в двоичной системе счисления. <...> В двоичной системе счисления используются две – цифры 0 и 1. <...> Основание записывается в виде 8 Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в восьмеричной системе счисления. <...> Основание шестнадцатеричной системы записывается в виде Приведем некоторые примеры выполнения основных операций в шестнадцатеричной системе счисления. <...> Запуск операционной системы WINDOWS производится автоматически при включении компьютера, после которого на экране монитора появляется окно - «рабочий стол». <...> Рассмотрим структуру этого окна и объекты, которые располагаются и могут располагаться на нем. <...> РАБОЧИЙ СТОЛ Это главное окно WINDOWS, на нем располагаются основные элементы управления. <...> К ним относятся: панель задач, кнопка ПУСК (Главное меню), контекстное меню, набор знаков окна. <...> Кроме того, пользователь может выводить на рабочий стол: папки, программы, документы, значки (мой компьютер, корзина, мои документы) различных объектов. <...> ПАНЕЛЬ ЗАДАЧ находится в нижней части экрана (но может быть расположена и по любому краю экрана). <...> Для его восстановления на экране необходим только щелчок левой кнопки мыши по соответствующей кнопке на Панели задач. <...> Щелчком по любому значку правой кнопкой мыши обеспечивается доступ к меню настройки этой программы. <...> После запуска <...>
Информатика.pdf
УДК 004:330(072)
ББК 65с:65.059,7
Е 72
Одобрено и рекомендовано к публикации учебно-методическим советом
экономического факультета (протокол № 1 от 27.08.2013 г)
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор
Шуваев А.В.
кандидат технических наук, доцент
Трошков А.М.
Ермакова А.Н., Богданова С.В. Информатика: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. – Ставрополь: Сервисшкола, 2013. - 184 с.
Учебное пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам
освоения персонального компьютера.
Здесь даются основные сведения об офисных технологиях обработки
информации. Алгоритмам выполнения важнейших операций предшествует
подробное объяснение основных понятий, без понимания которых работа может
оказаться сложной. Большое внимание уделено самым характерным трудностям и
проблемам, обращается внимание на типичные ошибки. В пособии также
рассмотрены основные системы счисления, представление чисел в ЭВМ и
арифметические операции над ними. Для углубления теоретических знаний и
приобретения практических навыков в области
алгоритмизации и
программирования главы 6 и 7 содержат полное описание базовых конструкций
алгоритмов и разработки программ в интегрированной среде Visual Basic for
Applications (VBA).
Учебное пособие написано на основании опыта преподавания информатики
в Ставропольском государственном аграрном университете и предназначено для
студентов и бакалавров очной и заочной форм обучения.
УДК 004:330(072)
ББК 65с:65.059,7
© Ермакова А.Н., Богданова С.В., 2013
©
2
Стр.2
Содержание
От авторов………………………………………………………………….. 6
Раздел 1. Информационно-логические основы ЭВМ…………………. 7
Практические навыки. Арифметические операции в разных системах
счисления. Перевод из одной системы счисления в другую……………
8
Задания для самоконтроля……………………………………………….. 12
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 13
Раздел 2. Эксплуатационная характеристика операционной
системы WINDOWS………………………………………………………..
14
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 17
Анатомия окна и методы работы с окнами в операционной среде
WINDOWS………………………………………………………………..
18
Практические навыки. Windows: операции с окнами………………….. 21
Работа с файлами и папками WINDOWS……………………………. 22
Практические навыки. Работа с файлами и папками WINDOWS…… 24
Задания для самоконтроля……………………………………………….. 27
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 28
Раздел 3. Технология автоматизированной обработки текстовой
информации…………………………………………………………………
29
Характеристика текстовых файлов Microsoft Word……………….. 29
Основные электронные манипуляции с текстовыми
документами……………………………………………………………...
30
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 37
Microsoft Word: дополнительные возможности работы………….. 37
Практические навыки. Дополнительные возможности работы в MS
Word………………………………………………………………………..
39
Microsoft Word: работа с формулами………………………………… 39
Задания для самоконтроля………………………………………………. 41
Microsoft Word: защита документа с помощью пароля…………… 42
Microsoft Word: операции с таблицами……………………………… 43
Задания для самоконтроля………………………………………………. 49
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 51
Microsoft Word: работа с диаграммами……………………………… 51
Задания для самоконтроля………………………………………………. 53
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 53
Microsoft Word: создание оглавления………………………………… 54
Практические навыки. Создание оглавления…………………………… 55
Задания для самоконтроля………………………………………………. 58
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 59
Microsoft Word: объединение текстовых файлов…………………… 59
Практические навыки. Объединение текстовых файлов…………….. 60
Задания для самоконтроля………………………………………………. 60
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 60
3
Стр.3
Раздел 4. Компьютерная обработка данных в электронных
таблицах…………………………………………………………………….
61
Характеристика табличного процессора MS EXCEL……………… 61
Основные электронные манипуляции с электронными
таблицами…………………………………………………………………
64
Практические навыки. Создание электронной таблицы……………… 68
Задания для самоконтроля………………………………………………. 69
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 70
Графическое сопровождение данных электронных таблиц………. 71
Задания для самоконтроля………………………………………………. 73
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 74
Использование баз данных и основы анализа в Microsoft Excel….. 74
Практические навыки. Создание баз данных средствами MS Excel…. 75
Практические навыки. Подбор параметра……………………………. 80
Задания для самоконтроля………………………………………………. 82
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 84
Связанные таблицы в Microsoft Excel……………………………….. 85
Задания для самоконтроля………………………………………………. 89
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 91
Раздел 5. Базы данных. Система управления базами данных………. 92
Теоретические основы работы с базой данных……………………... 92
Типы данных БД………………………………………………………… 93
Проектирование базы данных………………………………………… 94
Практические навыки. Этапы создания базы данных………………... 95
Задания для самоконтроля………………………………………………. 116
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 121
Раздел 6. Основы алгоритмизации вычислительных процессов…… 122
Базовые конструкции алгоритмов……………………………………. 123
Практические навыки. Составление алгоритма в виде блок-схемы… 128
Задания для самоконтроля………………………………………………. 132
Вопросы для самоконтроля……………………………………………… 135
Раздел 7. Объектно-ориентированное программирование в среде
Visual Basic for Applications (VBA)……………………………………….
135
Выражения и функции в программировании……………………… 137
Практические навыки. Перевод математических выражений на VBA 139
Задания для самоконтроля……………………………………………… 140
Вопросы для самоконтроля………………………………………………. 141
Линейные вычислительные процессы на языке VBA……………. 141
Практические навыки. Составление линейных программ и блок-схем 142
Задания для самоконтроля………………………………………………. 145
Разветвляющие алгоритмические структуры на языке VBA…….. 145
Практические навыки. Составление разветвляющих программ и
блок-схем…………………………………………………………………...
146
Задания для самоконтроля………………………………………………. 148
Циклические алгоритмические структуры на языке VBA.
148
4
Стр.4
Вложенные циклы………………………………………………………
Практические навыки. Составление циклических программ и блоксхем………………………………………………………………………..
149
Задания
для самоконтроля……………………………………………… 151
Комбинированные вычислительные процессы на языке VBA….. 152
Практические навыки. Составление комбинированных программ и
блок-схем………………………………………………………………….
152
Задания для самоконтроля……………………………………………… 154
Организация и обработка массивов данных в среде VBA………… 155
Практические навыки. Составление программ и блок-схем с
использованием массивов………………………………………………..
Задания для самоконтроля……………………………………………… 162
156
Глоссарий…………………………………………………………………… 163
Информационно-логические основы ЭВМ…………………………….. 163
Эксплуатационная характеристика операционной системы
WINDOWS…………………………………………………………………
164
Технология автоматизированной обработки текстовой информации… 166
Компьютерная обработка данных в электронных таблицах….………. 167
Базы данных. Система управления базами данных…………………… 168
Основы алгоритмизации вычислительных процессов………………… 170
Объектно-ориентированное программирование в средеVisual Basic
for Applications (VBA)……………………………………………………
Горячие клавиши и клавиатурные сокращения Windows…………… 172
Список литературы………………………………………………………... 183
172
5
Стр.5