МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОСТКОНФЛИКТНАЯ
КОРРЕКЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки (специальность)
030300.62 – Психология
Бакалавриат
Направление подготовки (специальность)
030300.68 – Психология
Магистратура
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 159,923,2/947 (075.8)
ББК 88.53 я73
П 63
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
П 63 Постконфликтная коррекция личности: учебно-методическое
пособие / авт.-сост. Н. В. Козловская. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2014. – 166 с.
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС
ВПО по направлению подготовки 030300 – Психология, а также
ФГОС 3+ по направлению 37.04.01 и 37.03.01 – Психология, содержит
планы практических занятий, основанных на использовании
активных методов обучения, которые проводятся в тренинговой
форме с использованием групповых и индивидуальных заданий,
дискуссий, мини-лекций, арт-терапевтических и других методов.
Предназначено для студентов-психологов, а также практических
психологов, чья работа связана с оказанием психологической
помощи населению.
УДК 159,923,2/947 (075.8)
ББК 88.53 я73
Автор-составитель
канд. психол. наук, доцент Н. В. Козловская
Рецензенты:
д-р психол. наук, профессор Н. И. Медведева,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (СГМУ)
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2014
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Совершенствование – это не прерогатива «продвинутых»,
а биологически заданная программа выживания каждой человеческой
особи. Это такая же насущная потребность, как любовь...
Эрнест Цветков
Современные тенденции развития образования выдвигают на
первый план требование подготовить специалиста-психолога, обладающего
комплексом знаний общих основ и научных концепций
психотерапии и психокоррекции и на этой основе способного грамотно
ставить и решать научно-исследовательские и практические
задачи. Основным направлением такой работы является активное
обучение, проводимое в тренинговой форме с использованием
групповых и индивидуальных заданий, дискуссий, мини-лекций,
арт-терапевтических и других методов.
Основными целями подобной работы должно стать обучение
студентов приемам создания у клиента эффективных копингстратегий,
развития навыков рефлексии, использования внутренних
и внешних ресурсов, принятия ответственности за себя и свою
жизнь, умения находить смысл в кризисных ситуациях, различным
методам оказания помощи клиенту/самопомощи, а также обращение
к экзистенциальным данностям, то есть всему тому, что станет
основой профессиональной работы с клиентом, нуждающимся
в психологической помощи.
Предлагаемый нами курс «Постконфликтная коррекция личности»
имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Практическая
часть данного курса направлена на овладение высокоэффективными
современными психологическими способами и методиками
коррекции стрессовых, постконфликтных состояний личности. Методический
арсенал средств коррекции кризисных состояний личности
постоянно совершенствуется в плане поиска новых эффективных способов.
Поэтому современный психолог-практик должен не только владеть
этим арсеналом, не только быть в курсе последних достижений
в данной области, но и уметь выбирать или самостоятельно создавать
новые коррекционные технологии с учетом проблемы клиента, особенностей
его личности, его потенциальных возможностей, а также
собственных индивидуальных качеств психолога. Для достижения
данной цели на занятиях используются инновационные методы обуче3
Стр.3
ния: проблемно-поисковые (кейс-технологии, проблемные задачи и
ситуации, разработка коррекционных программ), рефлексивные (рефлексивные,
коммуникативные тренинги), имитационно-игровые (ролевые
игры, упражнения), а также инфокоммуникационные (слайдлекции,
интерактивная образовательная среда) технологии.
В течение семестра студенты готовят мини-выступления по
направлениям коррекционной деятельности психолога, участвуют
в подготовке и проведении практических занятий, проводят анализ
журнальных статей, научных и практических работ по проблеме
постконфликтной коррекции личности.
Целью курса является формирование у студентов целого набора
компетенций, а именно: социально-политических (способность взять
на себя ответственность при определении способов, методов психокоррекции
эмоциональной и когнитивной сфер личности клиента,
переживающего конфликтную, кризисную ситуацию), социальнопсихологических
(способность к анализу поведения клиента и самоанализу,
умение обеспечить психологическую безопасность клиента, создать
условия для повышения стрессоустойчивости в кризисных ситуациях
за счет развития субъектных свойств личности), социальноправовых
(знание правовых и этических норм профессионального взаимодействия
с клиентами, осознание правовой ответственности практического
психолога перед обществом).
Цель данного курса предполагает реализацию следующих задач:
1) теоретических: формирование у студентов методологической
грамотности, обусловленной знанием концептуальных подходов
к выбору психологических методов постконфликтной коррекции
личности с учетом современной социокультурной реальности;
этнологической и психологической компетенций, проявляющихся в
стремлении к расширению информации об этнопсихологических
особенностях субъектов социального взаимодействия и поведения
личности в кризисных ситуациях; конфликтологической грамотности,
связанной со знанием основных причин, механизмов возникновения
конфликтов в жизни человека, путей их урегулирования.
2) практических: развитие общепрофессиональных (умение
представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге,
уважительное отношение к ценностям клиента, самостоятельно
вырабатывать решения и участвовать в их реализации при оказании
помощи клиенту, умение грамотно оформлять профессиональ4
Стр.4
ные документы), общенаучных (умение предоставлять информацию
в соответствии с запросом клиента, готовность расширять профессиональные,
социокультурные знания, осуществлять психологический
анализ проблем клиента, определять конкретные пути разрешения
конфликтов в жизни клиента, владеть технологиями постконфликтной
коррекции личности), социально-личностных (готовность
и способность к работе в поликультурной и инокультурной
среде, социальная интерактивность, креативность в выборе подходов
и методов коррекции, умение организовать и провести психокоррекционные
мероприятия) компетенций студентов.
3) воспитательных:
– Повышение коммуникативной компетенции как важного
условия эффективности профессиональной деятельности.
– Развитие творческого потенциала личности студентов, необходимого
для решения разного рода профессиональных задач.
В результате освоения курса студенты должны:
1) знать категориальный аппарат; социально-психологические
особенности межличностных и внутриличностных конфликтов,
проявляющихся в ходе взаимодействия с социальным окружением.
2) иметь представление о природе внутриличностного конфликта,
его отличительных особенностях, уровнях и способах
управления и разрешения;
3) уметь диагностировать и анализировать внутриличностные и
межличностные конфликты;
4) владеть техниками взаимодействия с клиентом в ходе коррекционной
работы, уметь применять полученные навыки на практике.
Работа над темами предлагаемого курса и разработанными заданиями
позволит:
– научить будущего психолога ориентироваться в научных
концепциях психологической коррекции, обучить его грамотно ставить
и решать практические задачи по оказанию психологической
помощи и психологическому сопровождению клиентов;
– расширить научный кругозор и повысить культуру психологического
мышления студентов, сформировать высокий уровень
мотивации к освоению теории психокоррекции;
– развить у студентов умения и навыки аналитического осмысления
и критического освоения трудов выдающихся представителей
психотерапии и психологической коррекции;
5
Стр.5