Современные имена Вера ШЕРВАШИДЗЕ ПЕРЕК, ИЛИ «ОТПЕЧАТОК ОТСУТСТВУЮЩЕГО» Из глубин моего Я мне нечего было сказать. <...> Перек Написавший 44 произведения, ушедший из жизни в 46 лет, Жорж Перек (1936—1982) остался в истории литерату ры прежде всего как автор четырех романов. <...> Два из них бы ли удостоены престижных премий: «Вещи» (1965) — пре мия Ренодо, «Жизнь, способ употребления» (1978)— премия Медичи. <...> Перек совершил блистательный переворот во француз ской словесности, разрушив обманчивую референциаль ность традиционной модели автобиографии, создав новый, альтернативный жанр: Субъект, другой, память, семья не просто объекты линей ного повествования. <...> У Перека реальность — не столько материал, сколько модель для письма. <...> Несмотря на то, что пик творчества пи сателя пришелся на 1970е годы, запоздалые переводы его основных произведений— «W, воспоминания детства» (2002), «Исчезание» (2005), «Жизнь, способ употребле ния» (2009), «Просто пространство» (2012),— блестяще осуществленные В. Кисловым <...> Перек стал членом эксперименталь ной группы УЛИПО (1960), перекроившей литератур ную панораму. <...> Цели и задачи улипистов были сосредото чены на раскрытии потенциальных возможностей языка, на обновлении художественной практики романа и его «ренарративизации». <...> Используя принцип комбинатори ки, ограничений улиписты воссоздают язык реальности с опорой на опыт социологии и семиотики. <...> Поэтика синдрома или криптограммы отсылает к кон цепции «следа» Э. <...> След является движущей силой памяти и письма»5 го на вербальном уровне. , то есть невыразимо 2 Perec G. <...> Поэтика «следа» или синдроматического письма— регистрация утраченного, невыразимого в произведениях Перека — стирала любую внешнюю позицию, всякую воз можность отдельного «я». <...> Ранняя поэма, посвященная УЛИПО, построена по принципу липограммы; в первой строке нет буквы «О», во второй — «U», в остальных отсутствуют буквы «LIPO». <...> Таким образом, по эма, посвященная УЛИПО, на втором <...>