Математика и реальность: гносеологические проблемы математизации знания . <...> Онтологические допущения и математическое описание реальности . <...> Функция сновидений в контексте «трудной проблемы сознания» . <...> «Политеизм ценностей» в аксиологической мысли Макса Вебера . <...> № 1 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ Э.Г. Вавина* ПРОБЛЕМА ДРУГОГО У Ж.-П. <...> ГУССЕРЛЯ В статье сравниваются два подхода к проблеме Другого: подход, представленный Гуссерлем в «Картезианских медитациях», и точка зрения Сартра, изложенная им в работе «Бытие и Ничто». <...> Несмотря на то что и Сартр, и Гуссерль называют используемый метод феноменологическим, различие в понимании ими этого метода с самого начала приводит к разному контексту постановки проблемы Другого. <...> Вслед за Гуссерлем свое видение феноменологии и ее метода развивали другие философы, в частности феноменологический метод, иногда существенно измененный по сравнению с авторским вариантом, использовался экзистенциалистами, в том числе Ж.-П. <...> В статье будет показано, что в основу обоснования Другого у Гуссерля положены первое и третье убеждения, рассмотренные феноменологически, у Сартра преимущество получает второе убеждение. <...> Трансцендентальное Эго у Гуссерля и бытие-для-себя у Сартра В феноменологическом методе можно выделить два этапа. <...> Взгляды Гуссерля и Сартра расходятся уже на первом этапе в вопросе о том, к чему мы должны в ходе критики прийти. <...> Несогласие Сартра с Гуссерлем по вопросу существования трансцендентального Эго обнаружилось еще до написания Сартром 2 См., например: [И.А. Канаев, 2012]. <...> 18 «Бытия и Ничто» и было выражено в его работе «Трансцендентность Эго», где он критикует положение о трасцендентальной субъективности, как оно изложено Гуссерлем в «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии, I»3 . <...> В «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии, I» Гуссерль утверждал наличие трансцендентального субъекта, к которому можно прийти в итоге <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№1_2014.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2014 • ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ
Выходит один раз в два месяца
СОДЕРЖАНИЕ
К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского
Миронов В.В. Личность и философия .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
История зарубежной философии
Вавина Э.Г. Проблема Другого у Ж.-П. Сартра и Э. Гуссерля .
.
.
Философия и методология науки
Перминов В.Я. Математика и реальность: гносеологические
проблемы математизации знания .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 3
.17
Зброжек Е.А. Основные философские идеи Славоя Жижека . . . . .34
.
.
.42
Гутнер Г.Б. Онтологические допущения и математическое описание
реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Ястреб Н.А. Эпистемологический анализ техники: структура,
условия возможности и критерии истинности технического
знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Философия и антропология
Мерзляков С.С. Функция сновидений в контексте «трудной
проблемы сознания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Этика
Троицкий К.Е. «Политеизм ценностей» в аксиологической
мысли Макса Вебера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Стр.1
CONTENTS
To 150th anniversary of V.I. Vernadsky
Mironov V.V. Personality and philosophy .
History of Foreign Philosophy
Vavina E.G. The problem of the Other in philosophy of J.-P. Sartre
and E. Husserl . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Zbrozhek E.A. Key philosophical ideas of Slavoj Zizek . . . . . . . . . .34
Philosophy and Methodology of Science
Perminov V.Ya. Mathematics and reality: gnosiological problems of
mathematization of knowledge .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Yastreb N.A. Epistemological analysis of technology: structure,
possibility conditions and criteria of truth of technical knowledge .
.
Philosophy and Antropology
Merzlyakov S.S. The function of dreams in the context of “hard
problem of consciousness” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Ethics
Troitskiy K.E. “Polytheism of values” in Max Weber’s axiological
thought .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 107
.
.
.42
Gutner G.B. Ontological assumptions and mathematical description
of reality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
.
.
.91
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 3
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2014
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2014. № 1
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
В.И. ВЕРНАДСКОГО
В.В. Миронов*
ЛИЧНОСТЬ И ФИЛОСОФИЯ**
В статье анализируется и оценивается наследие выдающегося русского
ученого, мыслителя В.И. Вернадского, его модель взаимодействия философии
и науки в контексте исследования социокультурного базиса философии.
Отмечается, что жизнь и судьба Владимира Ивановича Вернадского
— это ярчайший пример реализации личной жизненной позиции,
которая, являясь общечеловеческой ценностью и оказывая большое влияние
на общество, может служить источником специальной философской
рефлексии.
Ключевые слова: В.И. Вернадский, социогуманитарное знание, культурно-историческое
знание, социальная философия.
V.V. M i r o n o v. Personality and philosophy
The article analyzes and evaluates the heritage of famous Russian scientist
and thinker V.I. Vernadsky and his model of correlation between philosophy and
science in the context of research of sociocultural basis of philosophy. The life
and fate of V.I. Vernadsky should be considered as an impressive sample of personal
stand in life, which being the universal value and having a great influence
upon the society can serve as a source for special philosophical reflection.
Key words: V.I. Vernadsky, sociohumanitarian knowledge, cultural-historical
knowledge, social philosophy.
Одной из важнейших особенностей философии является широкий
социокультурный базис, на который она опирается в исследовании
предельных метафизических оснований бытия. К последнему
относятся и развивающиеся знания о мире, которые достигаются
научным мышлением, и иные, в том числе внерациональные компоненты
постижения бытия. Человек не является неким абстрактным
образованием, например, лишь познавательным субъектом, а
он есть существо живое, которое переживает свое бытие и бытие
людей его окружающих. Такое субъективное переживание челове*
Миронов Владимир Васильевич — член-корреспондент РАН, доктор философских
наук, профессор, декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
тел.: 8 (495) 939-19-25; e-mail: dean@philos.msu.ru
** Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-03-00514
«Концептуализации общества в современном социально-гуманитарном и культурно-историческом
знании»).
3
Стр.3