Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №1 2014

Математика и реальность: гносеологические проблемы математизации знания (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПерминов
Страниц27
ID378247
АннотацияВыявлены основные гносеологические вопросы, возникающие в связи с процессом математизации научного знания. Обосновано положение о том, что разрешение этих вопросов требует перестройки философии математики, внесения в неё представлений о системности и телеологии.
УДК1
Перминов, В.Я. Математика и реальность: гносеологические проблемы математизации знания / В.Я. Перминов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2014 .— №1 .— С. 42-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/378247 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Перминов* МАТЕМАТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЯ В статье выявляются основные гносеологические вопросы, возникающие в связи с процессом математизации научного знания. <...> Обосновывается положение, что разрешение этих вопросов требует перестройки философии математики, внесения в нее представлений о системности и телеологии. <...> Mathematics and reality: gnosiological problems of mathematization of knowledge The author reveals basic gnosiological questions which arise in connection with mathematization of scientific knowledge. <...> Процесс математизации знания может рассматриваться в двух различных планах — в методологическом и гносеологическом. <...> Здесь мы ставим вопрос об истоках, целях и перспективах математизации. <...> Наша задача — понять процесс математизации в связи с целями научной теории, ее предметом и стадиями развития. <...> Мы все еще продолжаем думать о ней * Перминов Василий Яковлевич — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии естественных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> : 8 (905) 599-90-14; e-mail:perminov_v@list/ru 42 в духе Галилея, согласно которому книга природы написана языком математики, и представляем себе процесс математизации как онтологически обусловленный и не имеющий никаких принципиальных ограничений. <...> От Пифагора к Галилею Важнейшее разделение пифагорейской философии состояло в разделении бытия на две части — на мир изменчивый, преходящий, данный в чувствах, и на мир неизменный, вечный, постигаемый только разумом. <...> Математика является единственной подлинной наукой, содержащей в себе истину: науки, рассуждающие о чувственных вещах, могут содержать в себе только мнения. <...> Математический пифагореизм является в этом смысле первой версией теоретико-познавательного рационализма и априоризма. <...> Мы видим здесь деление истин на подлинные, вечные и на истины-мнения, которые могут быть изменены изменением содержания чувственного мира. <...> В своем понимании математики-пифагорейцы предвосхищают лейбницевское деление истин на необходимые <...>