Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия №2 2013 (120,00 руб.)

0   0
Страниц120
ID294488
АннотацияЖурнал является периодическим научным изданием, старейшим из издаваемых в настоящее время в России философских журналов. В журнале публикуются статьи по различным направлениям философской науки, информация о конференциях и критические рецензии
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2013 .— №2 .— 120 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/294488 (дата обращения: 20.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Сознание: свобода, смысл, рефлексия и Другие / Косилова (60,00 руб.)
Конвенционалистская эпистемология / Лебедев (60,00 руб.)
Эстетический поворот в гуманитарных науках / Шестакова (60,00 руб.)
Об онтологии Густава Бергмана / Миронов (60,00 руб.)
Философия и наука о почве / Никитин (60,00 руб.)
Философия и современные российские реформы / Запесоцкий (60,00 руб.)
Продолжая лучшие традиции отечественной философии / Борзенков (60,00 руб.)
Человек и Бог: ключевая проблема спора о божественных вещах / Золотухин (60,00 руб.)
К вопросу о происхождении термина "эсхатология" и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия / Гранин (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. .35 История зарубежной философии Миронов Д.Г. Об онтологии Густава Бергмана . <...> Человек и Бог: ключевая проблема спора о божественных вещах . <...> К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия . <...> To the question of the origin of the term «eschatology» and its interpretation in concepts of the biblical hermeneutics of XX century . <...> Лебедев*, С.Н. Коськов** КОНВЕНЦИОНАЛИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ В статье анализируется основное содержание конвенционалистской эпистемологии, причины ее возникновения, эволюция, основные версии и место в современной философии науки. <...> Ключевые слова: конвенционализм, эпистемология, язык науки, теория и факты, научные конвенции, научный консенсус. <...> Одной из таких влиятельных общих моделей природы научного знания, которую поддерживали и развивали многие крупные ученые и философы науки XX в., является конвенционализм. <...> Среди видных представителей конвенционалистской философии науки можно назвать таких выдающихся ученых и философов, как А. <...> Каков главный философский тезис, составляющий ядро конвенционалистской методологии научного познания? <...> Разработка конвенционалистской эпистемологии и означала принятие второй возможности. <...> Занимаясь преимущественно математикой и математической физикой, Пуанкаре прежде всего предложил конвенционалистскую трактовку природы математиче20 ского знания. <...> . Поэтому конвенционалистская трактовка природы математического знания имеет, по Пуанкаре, свой предел. <...> Именно Пуанкаре явился подлинным основателем конвенционалистской методологии науки, которая в дальнейшем получила значительное распространение среди ученых и философов науки. <...> Измерение непре23 рывного пространства предполагает обращение к внешнему телу, которое должно выполнять функции метрического стандарта. <...> Но проблема измерения не сводится только к простому выбору метрического стандарта. <...> Для ее осуществления необходимо, чтобы метрический стандарт был самоконгруэнтным, т <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№2_2013.pdf
Московского университета Вестник Серия 7 ФИЛОСОФИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Онтология и теория познания Косилова Е.В. Сознание: свобода, смысл, рефлексия и Другие . . . 3 Философия и методология науки Лебедев С.А., Коськов С.Н. Конвенционалистская эпистемология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Шестакова М.А. Эстетический поворот в гуманитарных науках. . .35 История зарубежной философии Миронов Д.Г. Об онтологии Густава Бергмана . . . . . . . . . . . . . .47 Философские проблемы естествознания Никитин Е.Д. Философия и наука о почве . Религиоведение Золотухин В.В. Человек и Бог: ключевая проблема спора о божественных вещах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 Гранин Р.C. К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 Философия и культурология Запесоцкий А.С. Философия и современные российские реформы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 Критика и библиография Борзенков В.Г. Продолжая лучшие традиции отечественной философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 . . . . . . . . . . . . . . .60 НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 2 • 2013 • МАРТ — АПРЕЛЬ Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS Ontology and Theory of Cognition Kosilov a E.V. Consciousness: freedom, sense, reflection and the Others . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Philosophy and Methodology of Science Lebedev S.A., Koskov S.N. Сonventionalism epistemology . Shestakov a M.A. Aesthetic turn in the humanities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 .13 .35 History of Foreign Philosophy Mironov D.G. On Gustav Bergmann’s ontology. . . . . . . . . . . . . . .47 Philosophical Problems of Natural Science Nikitin E.D. Philosophy and science of soil . . . . . . . . . . . . . . . . .60 Religious Studies Zolotukhin V.V. A Human being and God: key problem of controversy on divine things . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 Granin R.S. To the question of the origin of the term «eschatology» and its interpretation in concepts of the biblical hermeneutics of XX century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83 Philosophy and Culturology Zapesotsky A.S. Philosophy and modern Russian reforms. . . . . . . . .92 Critique and Bibliography Borzenkov V.G. Continuing the best traditions of Russian philosophy . . 108 © Издательство Московского университета. «Вестник Московского университета», 2013
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 2 ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Е.В. Косилова* СОЗНАНИЕ: СВОБОДА, СМЫСЛ, РЕФЛЕКСИЯ И ДРУГИЕ В статье обсуждается «трудная проблема сознания» с позиций отношения мышления субъекта и связи его с Другими. Утверждается, что светлое поле сознания соответствует свободному осмысленному мышлению. Краткий анализ того, что делает мышление осмысленным, показывает, что акт учреждения смысла всегда требует Других. Таким образом, осмысленное мышление всегда содержит в себе (возможно, скрытое) отношение к Другим. Ключевые слова: трудная проблема сознания, смысл, рефлексия, субъект и Другие. E.V. K o s i l o v a. Consciousness: freedom, sense, reflection and the Others The paper discusses “The hard problem of consciousness” from the position of relations between thinking of a subject and the Others. The author affirms that the “light area of consciousness” corresponds to free and sensible thinking. A short analysis of what we call to be sensible shows that the act of establishing a sense always requires the partnership of the Others. Thus, sensible thinking always contains (maybe implicit) the attitude to the Others. Key words: hard problem of consciousness, sense, reflection, subject and the Others. 1. Необходимость сознания Как известно, трудная проблема сознания заключается в необходимости поиска ответа на следующие вопросы: «Почему необходимо сознание? Почему психические процессы не идут в темноте?» При этом подразумевается, что они могли бы идти и в темноте. Примерами психических процессов в темноте являются так называемое «слепое зрение» (но это довольно редкая патология), а также такие явления, как лунатизм и совсем уж нередкие автоматические действия. Особенно интересны такие случаи, когда действия были совершены на автомате и впоследствии абсолютно забыты. Иногда человек смотрит на результаты таких действий, точно зная, что это сделал он, при этом крайне удивляясь: где, собственно, пребывало его «Я», когда он это делал? ∗ Косилова Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел 8 (910) 437-56-80; e-mail: implicatio@yandex.ru 3
Стр.3