Пространства философии времени (предисловие к публикации статьи «Маркс и философия времени» П. <...> Интенциональность и объективность: эволюция понятия интенциональности в феноменологии . <...> Психоанализ в деле пастырского служения: сравнительный анализ подходов Оскара Пфистера и Ойгена Древермана . <...> Psychoanalysis in pastoral ministry: comparative analysis of approaches of Oskar Pfister and Eugen Drewermann . <...> ФЛОРОВСКОГО Статья посвящена рецепции идей А.И. Герцена в философии Г.В. Флоровского. <...> Если исходить из хрестоматийных критериев классификации русской философии на славянофильскую и западническую, консервативную и либеральную, религиозную и атеистическую, то Александр Герцен и Георгий Флоровский по всем пунктам принадлежат к разным, даже контрадикторным идейным лагерям. <...> Очевидно, именно это имел в виду и сам Флоровский, когда писал в 1922 г., что «искания Герцена… уходили глубже поверхностного пласта злободневных размышлений, — в область критического пересмотра и проверки основоположений миропонимания» [Г.В. Флоровский, 1922, кн. <...> Следует признать, что А.И. Герцен не принадлежит к числу мыслителей, творчеством которых Флоровский вдохновлялся всю жизнь, как, наприме, В.С. Соловьев или Ф.М. Достоевский. <...> Известны лишь восходящие к нему работы Флоровского «Искания молодого Герцена» и «Герцен в сороковые годы», а также опубликованный М.А. Колеровым фрагмент предположительно заключительной части диссертации, обнаруженный в архиве П.Б. Струве (который выступал одним из оппонентов на защите наряду с Н.О. Лосским и В.В. Зеньковским). <...> Несколькими днями позже в рецензии на книгу Г.Г. Шпета «Философское мировоззрение Герцена» о ведущейся работе заявил сам автор: «Здесь я ограничиваюсь общими замечаниями, отсылая за обоснованием и развитием намеченных мыслей к моему исследованию “Исторической философии А.И. Герцена”, совершенно законченному для печати, которое я надеюсь иметь возможность скоро опубликовать» [Г.В. Флоровский, 1922, с. <...> Не исключено, что окончательное <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№1_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История русской философии
Черняев А.В. Наследие А.И. Герцена в духовной эволюции
Г.В. Флоровского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
История зарубежной философии
Фомин А.Л. Пространства философии времени (предисловие к
публикации статьи «Маркс и философия времени» П. Осборна) .
Онтология и теория познания
Фролов А.В. Интенциональность и объективность: эволюция
понятия интенциональности в феноменологии .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.33
Ляпустин А.Г. Истина сквозь призму онтологии . . . . . . . . . . . .45
Философия и культурология
Богомолов А.Г. Звук и смысл. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Религиоведение
Дамте Д.С. Психоанализ в деле пастырского служения: сравнительный
анализ подходов Оскара Пфистера и Ойгена Древермана . . .74
Этика
Котусов Д.В. Этический потенциал концепции ничто Ж.-П. Сартра . . .86
Из истории Московского университета
Павлов А.Т. К истории философского образования в Московском
университете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Долгов К.М. Из воспоминаний о моей учебе в Московском
университете и его ректоре И.Г. Петровском . . . . . . . . . . . . . . 114
.
.12
Осборн Питер. Маркс и философия времени (перевод А.Л. Фомина)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2013 • ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
History of Russian Philosophy
Chernyaev A.V. The heritage of A. Herzen in spiritual evolution of
G.V. Florensky . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
History of Foreign Philosophy
Fomin A.L. Spaces of philosophy of time (foreword to publication of
Osborn’s article “Marx and philosophy of time”) . . . . . . . . . . . . . .12
Osborn P. Marx and the philosophy of time (translated by A.L. Fomin) .
.15
Ontology and Theory of Cognition
Frolov A.V. The intentionality and objectivity: the evolution of
intentionality concept in phenomenology . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Lyapustin A.G. The truth through the alembic of ontology . . . . . . . .45
Philosophy and Culturology
Bogomolov A.G. Sound and meaning .
Religious Studies
Damte D.S. Psychoanalysis in pastoral ministry: comparative analysis
of approaches of Oskar Pfister and Eugen Drewermann . . . . . . . . . . .74
Ethics
Kotusov D.V. Ethical potential of J.-P. Sartre’s concept of Nothing .
From History of Moscow University
Pavlov A.T. To history of philosophical education in the Moscow
University .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Dolgov K.M. Some recollections of my studies in Moscow University
and its Rector academician I.G. Petrovsky .
.
.
.
.86
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.60
.
.
. 100
. 114
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2013
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 1
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
А.В. Черняев*
НАСЛЕДИЕ А.И. ГЕРЦЕНА В ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Г.В. ФЛОРОВСКОГО
Статья посвящена рецепции идей А.И. Герцена в философии Г.В. Флоровского.
В связи с этим уясняются мотивы и обстоятельства обращения
религиозного мыслителя Флоровского к наследию Герцена — позитивиста
и атеиста. Демонстрируется корреляция между основными этапами
духовной эволюции Флоровского и трансформацией его отношения к Герцену.
Показано, что, в конечном счете, освоение философии истории
Герцена явилось важным фактором идейного формирования Флоровского
и, в частности, послужило существенной предпосылкой для предпринятой
им критики русской метафизики всеединства.
Ключевые слова: Г.В. Флоровский, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский,
философия истории, философия культуры, русская религиозная мысль.
A.V. C h e r n y a e v. The heritage of A. Herzen in spiritual evolution of
G.V. Florensky
The article analyzes the reception of ideas of Alexander Herzen in philosophy
of Georges Florovsky. In this connection the author explains the motives
and circumstances of using by religious thinker Florovsky the heritage of Herzen
who was the positivist and atheist. Also the author demonstrates the correlation
between the main stages of spiritual evolution of Florovsky and the transformation
of his attitude to Herzen. It is stablished that the transformation of
Florovsky's attitude to Herzen correlates with the main stages of his spiritual
evolution. It is shown that in the long run, the assimilation of Herzen’s philosophy
of history was an important factor of Florovsky's ideological formation
and, in particular, was the essential precondition for his criticism of Russian
metaphysics of common unity.
Key words: Georges Florovsky, Alexander Herzen, Fedor Dostoevsky, philosophy
of history, philosophy of culture, Russian religious thought.
Если исходить из хрестоматийных критериев классификации
русской философии на славянофильскую и западническую, консервативную
и либеральную, религиозную и атеистическую, то
Александр Герцен и Георгий Флоровский по всем пунктам принадлежат
к разным, даже контрадикторным идейным лагерям. Однако
поверх типовых демаркаций философия имеет более высокие «эта∗
Черняев Анатолий Владимирович — кандидат философских наук, старший научный
сотрудник Института философии РАН, тел.: 8 (495) 697-91-28; e-mail:
chernyaev@iph.ras.ru
3
Стр.3