ФЛОРОВСКОГО Статья посвящена рецепции идей А.И. Герцена в философии Г.В. Флоровского. <...> В связи с этим уясняются мотивы и обстоятельства обращения религиозного мыслителя Флоровского к наследию Герцена — позитивиста и атеиста. <...> Демонстрируется корреляция между основными этапами духовной эволюции Флоровского и трансформацией его отношения к Герцену. <...> Показано, что, в конечном счете, освоение философии истории Герцена явилось важным фактором идейного формирования Флоровского и, в частности, послужило существенной предпосылкой для предпринятой им критики русской метафизики всеединства. <...> Florensky The article analyzes the reception of ideas of Alexander Herzen in philosophy of Georges Florovsky. <...> In this connection the author explains the motives and circumstances of using by religious thinker Florovsky the heritage of Herzen who was the positivist and atheist. <...> Also the author demonstrates the correlation between the main stages of spiritual evolution of Florovsky and the transformation of his attitude to Herzen. <...> Key words: Georges Florovsky, Alexander Herzen, Fedor Dostoevsky, philosophy of history, philosophy of culture, Russian religious thought. <...> Если исходить из хрестоматийных критериев классификации русской философии на славянофильскую и западническую, консервативную и либеральную, религиозную и атеистическую, то Александр Герцен и Георгий Флоровский по всем пунктам принадлежат к разным, даже контрадикторным идейным лагерям. <...> Очевидно, именно это имел в виду и сам Флоровский, когда писал в 1922 г., что «искания Герцена… уходили глубже поверхностного пласта злободневных размышлений, — в область критического пересмотра и проверки основоположений миропонимания» [Г.В. Флоровский, 1922, кн. <...> Следует признать, что А.И. Герцен не принадлежит к числу мыслителей, творчеством которых Флоровский вдохновлялся всю жизнь, как, наприме, В.С. Соловьев или Ф.М. Достоевский. <...> Но это очень важный период, когда Флоровский сформировался как оригинальный мыслитель, занявший самостоятельную критическую позицию по отношению к русской метафизике всеединства во многом благодаря рецепции идей Герцена. <...> Пользуясь терминами философии диалога, можно сказать <...>