Московского университета Вестник Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ Издательство Московского университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 3 • 2012 • ИЮЛЬ–СЕНТЯБРЬ Выходит один раз в три месяца СОДЕРЖАНИЕ К 150-летию со дня рождения Г.И. Челпанова и 100-летию основания Психологического института при Императорском Московском университете Жд ан А. Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов. <...> . . . . . . . . . . . . Симонен ко С. И. Взаимосвязь между интеллектуальными спо собно с тями и эффективностью лидерского поведения менеджера . <...> И., Ка к люг и н Н. В. Динамика смысложизненных ориентаций у лиц с опийной зависимостью, участвующих в реабилитационных программах религиозного и нерелигиозного типа . <...> Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов . <...> Нейропсихологические нарушения у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и их потенциальное влияние на проблему несоблюдения рекомендаций врача . <...> . . . . . . . . . . . . 108 Го р д е е в а О. В. Околосмертный опыт: сравнение современных западных и древнеиндийских ведических представлений (на материале упанишад) . <...> The near-death experience: The comparison of modern wes tern and old Indian Vedic descriptions (on material of Upanishads). <...> Ждан ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ЧЕЛПАНОВ В статье раскрывается роль Г.И. Челпанова в развитии университетского образования в России и в становлении системы подготовки профессиональных психологов в университетах. <...> Ключевые слова: Московский университет, Киевский университет, Психологический институт, психологический семинарий, университетское психологическое образование, эмпирическая психология, экспериментальная психология, научная школа Г.И. Челпанова. <...> В этих дискуссиях он делал акцент на задачи организации в университетах процесса подготовки профессиональных философов и психологов (Челпанов, 1912б, 1999в). <...> Состояние дел в этой области было неудовлетворительным, что аргументированно <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№5_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2012 • ИЮЛЬ–СЕНТЯБРЬ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
К 150-летию со дня рождения Г.И. Челпанова и 100-летию основания
Психологического института при Императорском Московском университете
Жд ан А. Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович
Челпанов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Теоретические и эмпирические исследования
Зна ков В. В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания
и социального знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бо р о з д и н а Л. В. Самооценка и психометрический интеллект в
прогнозе эффективности учебной деятельности . . . . . . . . . . . . .
Симонен ко С. И. Взаимосвязь между интеллектуальными спо собно
с тями и эффективностью лидерского поведения менеджера . .
З ен цо в а Н. И., Ка к люг и н Н. В. Динамика смысложизненных
ориентаций у лиц с опийной зависимостью, участвующих в
реабилитационных программах религиозного и нерелигиозного
типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Барабанов Д. Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции
и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов
разных курсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
30
39
4
49
60
Стр.1
Обзорно-аналитические исследования
Ма тюшк и на А. А. Представления о решении творческой проблемы
в научной школе А.М. Матюшкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Па т я е в а Е. Ю. Системы социокультурного мотивирования: «этос»,
«социальное поле», «диспозитив» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ра с ск а з ов а Е. И. Методы диагностики качества жизни в науках о
человеке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
70
81
95
Кр у ков П. Нейропсихологические нарушения у пациентов с сердечно-сосудистыми
заболеваниями и их потенциальное влияние
на проблему несоблюдения рекомендаций врача . . . . . . . . . . . . . 108
Го р д е е в а О. В. Околосмертный опыт: сравнение современных
западных и древнеиндийских ведических представлений (на
материале упанишад) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Психология — практике
Ва не с я н А. С. Эффективность применения метода активной мобилизации
энергетических резервных систем организма (АМЭРСО)
при психосоматических заболеваниях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
VESTNIK MOSKOVSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA 14. PSIKHOLOGIYA. 2012. N 3
CONTENTS
To the 150th anniversary of G.I. Chelpanov and 100th anniversary of Psychological Institute
at Imperator Moscow University
Zhd a n A. N. Georgy Ivanovich Chelpanov — professor of Moscow University
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Theoretical and empirical studies
Zna kov V. V. The multidimensional world of the person: The types of reality,
understanding and social knowledge . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Bo r o z d i n a L. V. Self-evaluation and IQ as predictors of academical
achievements . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Simonen ko S. I. Correlation of intellectual abilities of a manager and his
or her effectiveness as a leader . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Z e n t s o v a N. I., Ka k l y u g i n N. V. The dynamics of life meaning
orientations in individuals with opioid dependence involved in the
rehabilitation programs of religious and secular type . . . . . . . . . . . . . .
Ba r a b a n o v D. D. Comparative analysis of the features in volitional
regulation and motivational-meaningful sphere of personality of students
from different course . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Review, analytical studies
Ma t y u s h k i n a A. A. The ideas of solving creative problems in the
A.M. Matyushkin’s scientific school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Pa t y ay e v a E. Yu. Social and cultural motivating systems: “Ethos”, “social
field”, “dispositif”
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ra s s k a zov a E. I. Methods for the quality of life diagnostics in the human
sciences . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
70
81
95
Kr u kow P. Neuropsychological dysfunctions in patients with cardiovascular
system disorders and their possible implications in problem of medical
non-adherence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Gor d e e v a O. V. The near-death experience: The comparison of modern
wes tern and old Indian Vedic descriptions (on material of Upanishads). . . 121
Psychology to practice
Va ne s y a n A. S. Effectiveness of the active mobilization of energy reserve
systems of the organism method (AMERSO) in psychosomatic
diseases . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
3
18
30
39
49
60
4
Стр.3