ЧЕЛПАНОВА И 100-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ПРИ ИМПЕРАТОРСКОМ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ А. Н. <...> Ждан ПРОФЕССОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ЧЕЛПАНОВ В статье раскрывается роль Г.И. Челпанова в развитии университетского образования в России и в становлении системы подготовки профессиональных психологов в университетах. <...> В контексте социокультурных и общенаучных условий воссоздаются вехи научной биографии, реконструируются особенности философско-психологического мировоззрения Г.И. Челпанова. <...> Ключевые слова: Московский университет, Киевский университет, Психологический институт, психологический семинарий, университетское психологическое образование, эмпирическая психология, экспериментальная психология, научная школа Г.И. Челпанова. <...> Chelpanov on the development of university education in Russia and on formation of a system of professional psychological instruction in universities. <...> Milestones of Chelpanov’s scientific biography, features of his philosophical-psychological outlook are reconstructed in socio-cultural and scientific context. <...> Personal traits of Chelpanov as university mentor and founder of the first national scientific-educational school in psychology are represented. <...> Key words: Moscow University, Kiev University, Psychological institute, psychological seminar, university psychological instruction, empirical psychology, experimental psychology, Chelpanov’s scientific school. <...> E-mail: zhdan@list.ru 4 Введение: вклад Г.И. Челпанова в развитие университетской психологии Имя Георгия Ивановича Челпанова (1862—1936) — философа и психолога, выдающегося преподавателя Киевского и Московского университетов — неотделимо от строительства университетского образования и становления университетской науки в области философии и психологии в нашей стране. <...> В этих дискуссиях он делал акцент на задачи организации в университетах процесса подготовки профессиональных философов и психологов (Челпанов, 1912б, 1999в). <...> Состояние дел в этой области было неудовлетворительным, что аргументированно показал Г.И. Челпанов в своем выступлении на заседании МПО в марте 1912 г. (Челпанов, 1912б). <...> По этой причине психология занимала место лишь как учебный предмет на историко-филологическом <...>