Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ¹4•2012•ОКТЯБРЬ—ДЕКАБРЬ Выходит один раз в три месяца Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Одинец В.П. <...> Образовательная среда в контексте проектирования материально-технического обеспечения новой школы . <...> Метапредметные конструкты как факторы формирования когнитивных компетенций у выпускников вузов . <...> . 66 Опыт практической педагогики Сухомлин В.А., Давлеткиреева Л.З., Андропова Е.В., Иванов Н.Е., Якушин А.В. <...> Считаю также, что время, предусмотренное на педагогическую практику, недостаточно для изучения класса. <...> Зарисовки по истории математического образования России со второй половины XVIII века до 1917 г. Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2011. <...> 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ Т.С. <...> Назарова (ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО; e-mail: Nazarova06@mail.ru) В статье раскрыты методологические основания проектирования материально-технического компонента образовательной среды Новой школы, в которые входят: фундаментальное ядро содержания образования, решение проблемы деидеологизации общего образования, формирование целостного мировоззрения учащихся, обеспечение безопасности жизнедеятельности и качества обучения. <...> Ключевые слова: образовательная среда, проектирование, материально-технический компонент, содержание образования, формирование мировоззрения, безопасность жизнедеятельности. <...> Определение факторов влияния материально-технического и инструментально-деятельностного компонентов информационно-предметной среды на содержание учебных предметов, формирование способов трансляции учебной информации и ее усвоения — одна из современных задач новой школы. <...> Расширяющиеся социальные функции школы, ее ориентация на фундаментальные дисциплины, гуманитарное знание, языки, современные информационные и коммуникационные <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№4_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Cåðèÿ 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ¹4•2012•ОКТЯБРЬ—ДЕКАБРЬ
Выходит один раз в три месяца
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Одинец В.П. О некоторых проблемах подготовки аспирантов по теории и методике
обучения математике ....................... 3
Педагогические размышления
Назарова Т.С. Образовательная среда в контексте проектирования материально-технического
обеспечения новой школы ............... 9
Рубцова Н.Е. Вариативное психологическое пространство профессионального
самоопределения ............................ 34
Гейн А.Г., Некрасов В.П. Метапредметные конструкты как факторы формирования
когнитивных компетенций у выпускников вузов .......... 43
Реалии педагогического образования
Бирич И.А. Подготовка учителя-творца как стратегическая задача педагогического
образования ............................ 56
Малыгон Л.И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки педагога . . 66
Опыт практической педагогики
Сухомлин Â.À., Давлеткиреева Ë.Ç., Андропова Å.Â., Иванов Í.Å., Якушин À.Â.
Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и
творчества преподавателей ........................ 78
Зинкевич Е.Р. Своеобразие педагогического мышления преподавателей клинических
êàôåäð............................. 91
Слово мэтра
Арнольд Â.È. Победное шествие антинаучной ðåâîëþöèè........... 101
Кладезь идей и опыта
Золотарева Ë.Ð. Культурная стратегия образования ............. 105
Вперерывах между лекциями
Мессерер À. Учитель и школьное образование в США ............ 117
Указатель статей и материалов, опубликованных в журнале Вестник Московского
университета. Ñåð. 20. Педагогическое образование в 2012 ã. . . . 125
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 ã.
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Odyniec V.P. Some problems of the training of the post-graduate students for
the theory and principles of teaching Mathematics............. 3
Pedagogical Ideas
Nazarova T.S. Educational environment in the context of designing logistical
support of the new school........................ 9
Rubthova N.E. The variability psychological space of professional self-determination.................................
34
Gein A.G., Nekrasov V.P. Methasubject constructs as formation factors of higher
school undergraduates cognitive competence ............... 43
Reality of Pedagogical Education
Birich I.A. Preparing teacher-creator as the strategic task of teacher education . . . 56
Malygon L.I. Cultural development dialogue in teachers training ........ 66
Experience of Practical Pedagogics
Sukhomlin V.A., Davletkireeva L.Z., Andropova E.V., Ivanov N.E., Yakushin A.V.
Internet Conference-competition as a technology of best practice teachers
creativity collection........................... 78
Zinkevich E.R. Peculiarities of the pedagogical thinking of doctors-teachers of
clinic chairs of medical universities.................... 91
The Word of Master
Arnold V.I. The march of anti-scientific revolution .............. 101
Fountain of Ideas and Experience
Zolotareva L.R. Cultural strategy of Education ................ 105
During the Intervals
Messerer A. Teacher and school education in the U.S. ............. 117
Index of Articles and Materials published in Moscow University Bulletin.
Series 20. Pedogogical Department in the Year 2012 ........... 125
© Издательство Московского университета.
Вестник Московского университета, 2012
Стр.2
ÂÅÑÒÍ.ÌÎÑÊ. ÓÍ-ÒÀ. ÑÅÐ. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012.¹4
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ
АСПИРАНТОВ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В.П. Одинец
(Коми государственный педагогический институт, г. Сыктывкар;
e-mail: w.p.odyniec@mail.ru)
В работе проанализированы существующие проблемы подготовки
аспирантов по теории и методике обучения математике. Предложены некоторые
пути выхода из этой ситуации.
Ключевые слова: аспирант, методология обучения математике.
В настоящее время в России система подготовки в аспирантуре
по педагогическим специальностям переживает очевидный
кризис. Кризис этот всеобъемлющий. Он касается как экономической
составляющей обучения в аспирантуре (низкие стипендии
аспирантов1, малый престиж кандидатов наук), так и, что более
важно, весьма скептического отношения научного сообщества
к педагогическим наукам в целом, порожденного многолетним
засильем идеологических мифологем советского периода, мелкотемьем,
а позже, уже в постсоветский период, закамуфлированным
лоббированием тех или иных личных или корпоративных
интересов, прикрываемых заботой об интересах детей. Например,
закрытие малокомплектных школ, мотивированное (в том числе
и защищенными диссертациями) якобы низким качеством преподавания
в этих школах, отсутствием “душевых при спортзалах”,
которое может сказаться на “здоровье детей”, а также отсутствием
Интернета, которое в эти школы проводить слишком дорого2.
1 Появление весьма ограниченного количества так называемых президентских
стипендий не затрагивает основной массы аспирантов, тем более по педагогическим
направлениям.
2 Нет нужды говорить, что ликвидация тысяч малокомплектных школ это
начало ликвидации тысяч населенных пунктов в сельской местности России, и это
в условиях, когда власти, озабоченные президентскими выборами, в кратчайшие
сроки провели широкополосный Интернет во многие труднодоступные уголки
России, не считаясь с затратами.
3
Стр.3