Рубцова (управление координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований Российской академии образования; e-mail: urpu.rao. <...> 60@rambler.ru) Представлены четыре разнородные метрики психологического прост - ранства профессионального выбора. <...> Показано, что при психолого-педаго - гическом сопровождении профессионального самоопределения подлинно индивидуальный подход возможен лишь при использовании индивиду - ально-субъективной метрики психологического пространства профессио - нального самоопределения. <...> Вместе с тем на практике целесообразно ис - пользовать различные метрики данного пространства, ориентируясь при осуществлении профессионального выбора на определение долгосрочных вариативных индивидуальных стратегий профессионального становления. <...> Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, психологическая классификация профессий, психологическое пространство, метрика, таксон. <...> Актуальное состояние отечественной системы общего, профессионального и дополнительного образования заставляет искать новые пути и ориентиры организации психолого-педагогического сопровождения профессионального становления. <...> Такое становление неразрывно связано с общей жизнедеятельностью человека и может приводить его либо к личностному развитию, либо, наоборот, к профессиональным деформациям личности, глубинным личностным и профессиональным кризисам, замедлению или стагнации личностного роста (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Е.Орел, Ю.П. Поваренков, C. <...> ). Профессиональное самоопределение является одной из важнейших стадий профессионального становления [1]. <...> Вопрос “Каким быть?” на поверку оказывается не так уж и альтернативен вопросу “Кем быть?”: профессиональная деятельность часто способствует избирательному развитию личностных качеств, профессиональное сообщество требует идентификации со своими специфическими нормами, но главное — осознание правильности выбора <...>