Становление жанра концерта для баяна с оркестром в 1930–1950-е годы: к проблеме каденции (на материале произведений отечественных композиторов)�����������������������
30
Присяжнюк Д. О. <...> Логика нелинейного художественного повествования в симфониях Г. Малера. <...> Театрализация исполнительского процесса
на духовых инструментах: история и современность��������������
58
Петропавловский А. А. <...> В статье выявлены особые
виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на
взаимозаменяемости попевок. <...> Ключевые слова: Стеван Мокраняц, Осмогласник, сербский распев,
знаменный распев, вариантность, попевка, центон
Вариантность — обычное свойство церковного пения, подробно изученное в медиевистике. <...> Сербский Осмогласник представляет большой
интерес с данной точки зрения, поскольку представляет собой запись живой устной церковно-певческой традиции, выполненную одним
из ее носителей — выдающимся сербским композитором Стеваном Стояновичем Мокраняцем
(1855–1914). <...> Единственной областью, неподвластной истреблению, оказалась
память верующего народа: все это время сербское
церковное пение существовало в устной форме. <...> Стеван Мокраняц посвятил записи этих церковных напевов более 20 лет. <...> Однако для того, чтобы выбрать и опубликовать
наиболее общезначимый вариант, Мокраняц записывал напевы также с голоса знатоков церковного пения — архимандритов А. Бранковича <...> Причина этого
состоит в том, что в сербском Осмогласнике звучат
мелодические формулы, аналогичные попевкам
знаменного распева, которые, несмотря на интонационно-ритмические изменения, остаются хорошо
узнаваемыми [1]. <...> Общность сербского и русского знаменного пения проявляется не только в интонационных
оборотах, но и в способах их объединения в гласовые строки. <...> В сербском распеве строка любого из восьми гласов может включать только одну
попевку, но может состоять из двух, трех и даже
из четырех попевок, создавая <...>
Актуальные_проблемы_высшего_музыкального_образования.__№2_(36)_2015.pdf
УДК 78(079)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
Издается с 2009 года
№ 2 (36) 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Евдокимова А. А. Осмогласник Стевана Мокраняца: попевки
в условиях вариантности ........................................................
Смирнова Е. М. О ритмической организации озын көй татар-мишарей
.................................................................................
3
8
Камалова Э. Ф. Такмак в песенной традиции закамских кряшен
................................................................................................. 15
Макина А. В., Рудакова А. В. Современное бытование народных
традиций села Кай .......................................................... 20
Разгуляев Р. А. «Романс» из Романтической сонаты
Н. Метнера: аспекты формообразования ................................... 23
Лебедев А. Е. Становление жанра концерта для баяна с оркестром
в 1930–1950-е годы: к проблеме каденции (на материале
произведений отечественных композиторов) ....................... 30
Присяжнюк Д. О. Под знаком «индпроекта» (Композиции
В. Екимовского в конце ХХ века) ............................................... 34
Резник Арк. Л. «Гаванский концерт» для шестиструнной гитары
с оркестром И. В. Рехина в истории жанра ...................... 39
Молодова Н. А. Поэмы для оркестра народных инструментов
Станислава Стразова ............................................................. 43
Сорокин Н. В. Логика нелинейного художественного повествования
в симфониях Г. Малера. Побочная партия I части
Второй симфонии ......................................................................... 46
Амрахова А. А. К современному восприятию творческого
наследия А. А. Альшванга .......................................................... 53
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Муединов Д. М. Театрализация исполнительского процесса
на духовых инструментах: история и современность .............. 58
Петропавловский А. А. Гитара и скрипка: фактурные функции
и звуковой баланс в ансамбле .............................................. 62
Быков В. И. К. Дебюсси-пианист: в годы учения в консерватории
.............................................................................................. 67
МУЗЫКА В ЕЁ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПАРАЛЛЕЛЯХ И
ВЗАИМОСВЯЗЯХ
Кашлявик К. Ю. Словесная музыка в «Мыслях» Паскаля
(на примере фрагмента «О трех порядках»).............................. 72
ISSN 2220–1769
16+
Стр.1
ACTUAL PROBLEMS
OF HIGH MUSICAL EDUCATION
Science-analytical and science-educational journal
Publishing since 2009
№ 2 (36) 2015
PROBLEMS
OF MUSICAL THEORY AND
HISTORY
Yevdokimova A. Stevan Mokranyats’ Octoechos: melodies in
conditions of variability .................................................................
Smirnova E. On the rhythmic organization of ozin kөy songs by
Tatar-Mishars .................................................................................
3
8
Kamalova E. Takmak in the song tradition of Kryashens of
Zakamye ......................................................................................... 15
Makina A., Rudakova A. Modern existence of folk traditions of
the village of Kai ............................................................................ 20
Razgulyayev R. «Romance» from Romantic sonata by N. Medtner:
aspects of the form formation ................................................. 23
Lebedev A. Formation of the genre of concerto for bayan and
orchestra in the 1930–1950s: to the problem of cadenza (on the
material of Soviet composers) ...................................................... 30
Prisyazhnyuk D. Under the sign of «Indproject» (V. Ekimovsky’s
late twentieth century Compositions) ............................................ 34
Reznik Ark. «Concerto de la Havana» for six-string guitar and
orchestra by I. V. Rekhin in the history of genre ........................... 39
Molodova N. Stanislav Strazov’s Poems for the orchestra of folk
instruments ..................................................................................... 43
Sorokin N. Non-linear logic of artistic narration in Mahler’s
symphonies. The second subject group in I movement of Second
symphony ....................................................................................... 46
Amrakhova A. By the modern perception of the creative heritage
of A. A. Alshvang ............................................................................ 53
PROBLEMS OF THEORY
AND HISTORY OF MUSICAL
PERFORMANCE
Muyedinov D. Theatrical adaptation of wind instruments performing
process: history and modernity ........................................ 58
Petropavlovskiy A. Guitar and violin: texture functions and
sound balance in an ensemble ........................................................ 62
Bykov V. Debussy as a pianist: during the years of studies at the
conservatoire .................................................................................. 67
MUSIC IN ITS ARTISTIC
PARALLELS AND
INTERRELATIONS
Kashlyavik K. The music of words in Pascal’s «Pensées»: the
fragment «Three oders» ................................................................. 72
Стр.2