© Лебедев А. Е., 2015 СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА КОНЦЕРТА ДЛЯ БАЯНА С ОРКЕСТРОМ В 1930–1950-е ГОДЫ: К ПРОБЛЕМЕ КАДЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ) В статье рассматриваются особенности становления жанра концерта для баяна с оркестром в музыке отечественных композиторов. <...> Анализируются роль каденции, реализация идеи концертной виртуозности, темброфактурные особенности письма. <...> Ключевые слова: баян, концерт, каденция, тембр, фактура, виртуозность, концертность, Мясков, Речменский, Рубцов, Чайкин, Шишаков 1930–1950-е годы явились периодом зарождения жанра концерта для баяна с оркестром. <...> Интегрируясь в сферу академической музыки, баян нуждался в масштабных сочинениях, способных реализовать симфонические принципы мышления и репрезентировать баян как полноценный солирующий инструмент. <...> Чтобы лучше понять исторические предпосылки возникновения жанра баянного концерта, необходимо взглянуть на панораму развития жанра инструментального концерта в первой половине XX века. <...> Критики соцреализма справедливо отмечают свойственную ему установку на позитив, что не отражало всего спектра человеческих переживаний и реальных событий. <...> Зачастую провозглашенный на словах реализм на деле оборачивался однобоким отражением социалистической дей30 ствительности, выполненным в русле политической конъюнктуры. <...> Тараканов, «последователи нового метода на деле творили романтический миф с характерным для художников-романтиков двоемирием. <...> Отсюда, как указывает автор, «настойчивое требование оптимизма, оптимизма по команде <…>, подозрительное отношение к трагической теме и к художникам трагического мироощущения» [там же, с. <...> Романтическое «двоемирие» позволяет спроецировать на новую инструментальную почву великие традиции русской классики, по-новому воспроизвести романтический концертный стиль, которого, в силу исторической молодости, оказались лишены баян и все академические русские народные <...>