Причем первоочередного рассмотрения требует герменевтический подход журналистики в печатных СМК (в частности, газетном издании), несущей так называемый чистый текст и эксклюзивно, без обращения к техническим ресурсам, предлагающей возможность его «перечитывания». <...> При зарождении специальной деятельности по 1 Гадамер Х.-Г. <...> В герменевтической деятельности журналиста точно так же, как в деятельности филолога и историка, распознается действенно-историческое сознание. <...> Аппликативное назначение журналистики, журналистская методология исправляющего истолкования и репрезентации действительности, герменевтичный универсум журналистского текста как медиума понимания – все эти теоретические позиции рассматриваются. <...> При этом к понятию «герменевтика» они обращаются, раскрывая его – с апелляцией к проектам Х.-Г. <...> В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: Н.Б.Кирилловой, 11 1. определить методологическую роль герменевтической рефлексии в журналистике; выявить основополагающие черты журналистского познания как понимания действительности; 2. описать категориальный аппарат исправляющего истолкования; 3. описать механизм понимания социального действия в журналистике; раскрыть механизм медиамоделирования действительности; выявить адаптивные особенности информационной модели; определить роль журналистского жанра в информационном моделировании; 4. раскрыть аксиологический и регулятивный аспекты журналистики. <...> Гадамера и герменевтики социального действия («феноменологической герменевтики») П. <...> На их основе мы артикулируем и развиваем понятия «информационная модель действительности» и «медиамоделирование»; теории «привратника» (К.Левин <...> Медиамоделирование действительности – дискурсивное оформление и репрезентация журналистикой социальных фактов в виде структурированного знания о них. <...> Журналистский дискурс – социокультурно фундированная, фактологически <...>
Специфика_журналистской_герменевтики_дисс._на_соискание_ученой_степени_канд._филос._наук_09.00.11._Архангельск,_2013..pdf
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….............
ГЛАВА I.
ПОНИМАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ
В ЖУРНАЛИСТИКЕ…………………………………………………………...
3
18
1.1 Метод журналистики: когнитивный и репрезентативный
аспекты. Действенно-историческое сознание журналиста…………… 18
1.2 Специфика журналистского познания. Понятие медиации…........
27
1.3 Механизм понимания социального действия в журналистике.
Ключевые категории исправляющего истолкования.............................
Выводы по главе………………………………………………………..
ГЛАВА II.
ЭКСПЛИКАЦИЯ И ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ……………………………...
2.1 Моделирование социальной действительности в журналистике.
Медиамодель как мем……….………………..........................................
39
53
59
59
2.2 Информационная модель в журналистском смыслопроизводстве.
Роль журналистских жанров……………………………………………. 82
2.2.1 Адаптивный характер информационной модели…………….. 82
2.2.2 Журналистский жанр как способ моделирования
социальной действительности……………………………….............
97
2.3 Информация и ценность в журналистике.
Аксиологические аспекты журналистской деятельности...................... 117
Выводы по главе……………………………………………………….. 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 160
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Журналистика – это социально-коммуникативная система и общественная
публичная деятельность по оперативному производству-продуцированию
фактологического знания о мире, конституирующая себя с помощью
специализированных технических каналов – средств массовой коммуникации.
Такое определение представляется фундаментальным для философии
журналистики1. В свете оформления данной отрасли философского знания
считаем важным раскрыть герменевтический статус журналистики, описать
специфический механизм понимания, воссоздания и репрезентации смыслов
действительности в журналистском тексте. Причем первоочередного
рассмотрения требует герменевтический подход журналистики в печатных СМК
(в частности, газетном издании), несущей так называемый чистый текст и
эксклюзивно, без обращения к техническим ресурсам, предлагающей
возможность его «перечитывания».
Сегодня «бумажную» прессу нивелируют аудиовизуальные и особенно
электронно-сетевые медиа, чьи интерактивные практики направлены на «средний
класс» и рассчитаны на активное поставление «пользовательского» контента.
Поэтому журналистика в периодической печати оказывается информационным
продуктом, элитарным с точки зрения содержания предъявляемых сообщений и
одновременно народным с точки зрения способов его получения и усвоения.
Прежде всего она потенциальна сохранять принцип действования системы –
ответственность за достоверность распространяемой информации. Газетную
публикацию – в отличие от транслируемого телевизионного или интернет-текста
– нельзя ни экстренно, ни в текущем порядке вытеснить «рекламной паузой»,
обновить или вовсе заменить.
1 Подр. см.: Романо К. Нам нужна философия журналистики. URL: http://www.russ.ru/pole/Nam-nuzhna-filosofiyazhurnalistiki
(дата обращения: 30.07.2010); Чевозерова Г.В. Философия журналистики // Журналистика в 2004 году:
СМИ в многополярном мире: сб. материалов науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: Я.Н. Засурский [и др.]. М.,
2005. С. 268–269.
Стр.3