Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Библия как памятник культуры (200,00 руб.)

0   0
Первый авторМедведев А. В.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц373
ID209424
АннотацияУчебное пособие посвящено анализу Библии как целостного памят- ника культуры, оказавшего огромное влияние на культуры христианского мира, на русскую культуру в том числе. В нем рассматривается история создания библейского текста, выделяется четыре взгляда на Библию: она характеризуется как священный текст, как исторический документ, как философский и эстетико-художественный феномен. Представлена и «поэ- тическая Библия» — собрание поэтических произведений, созданных по мотивам библейских текстов. Для студентов, осваивающих дисциплины модуля «История культу- ры» (программа бакалавриата), дисциплину «Социология культуры» (про- грамма магистратуры), изучающих искусство, религиоведение, а также для всех, кого интересует история отечетвенной литературы.
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 033000 «Культурология», 071800 «Социально-культурная деятельность»
ISBN978-5-7996-0711-1
ББКЭ210.3я73-1
Медведев, А. В. Библия как памятник культуры : учеб. пособие / А. В. Медведев .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 373 с. — ISBN 978-5-7996-0711-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/209424 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Медведев БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 033000 «Культурология», 071800 «Социально-культурная деятельность» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 ББК Э210.3я73-1 М 42 Р е ц е н з е н т ы: кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор культурологии, профессор И. <...> В нем рассматривается история создания библейского текста, выделяется четыре взгляда на Библию: она характеризуется как священный текст, как исторический документ, как философский и эстетико-художественный феномен. <...> В нем рассматривается история создания библейского текста, выделяется четыре взгляда на Библию: она характеризуется как священный текст, как исторический документ, как философский и эстетико-художественный феномен. <...> 1 Раздел 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИИ Предисловие. <...> 1 Раздел 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИИ Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА БИБЛИИ: КРАТКИЙ ОЧЕРК Der Anblick gibt den Engeln Starke, Da keiner dich ergrunden mag, Und alle deine hohen Werke Sind herlich wie am ersten Tag*. <...> Пастернака) Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА БИБЛИИ: КРАТКИЙ ОЧЕРК Der Anblick gibt den Engeln Starke, Da keiner dich ergrunden mag, Und alle deine hohen Werke Sind herlich wie am ersten Tag*. <...> История создания, структура и содержание Библии Глава 1. <...> Происхождение и структура Библии и подчеркнуто самим названием — БИБЛИЯ. <...> Во-первых, книги, вошедшие в состав Библии, были созданы разными людьми с разной степенью литературного дарования. <...> Среди них были истинные таланты, и потому многие страницы Библии несут на себе печать подлинного поэтического дарования. <...> Все это не могло не сказаться на стиле, манере, образной структуре текстов, составивших содержание Библии. <...> Во-вторых, книги, вошедшие в состав Библии, были созданы в разные времена. <...> Наконец, в-третьих, книги, вошедшие в состав Библии <...>
Библия_как_памятник_культуры.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.371
Стр.372
Стр.373
Библия_как_памятник_культуры.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА А. В. Медведев БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 033000 «Культурология», 071800 «Социально-культурная деятельность» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.2
ББК Э210.3я73-1 М 42 Рецензенты: кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета (заведующий кафедрой доктор культурологии, профессор И. Я. Му р з и н а); К. Е. Си т н и ч е н к о, кандидат культурологии, доцент (филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Миассе) Медведев, А. В. М 42 Библия как памятник культуры : [учеб. пособие] / А. В. Медведев. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. – 372 с. ISBN 978-5-7996-0711-1 Учебное пособие посвящено анализу Библии как целостного памятника культуры, оказавшего огромное влияние на культуры христианского мира, на русскую культуру в том числе. В нем рассматривается история создания библейского текста, выделяется четыре взгляда на Библию: она характеризуется как священный текст, как исторический документ, как философский и эстетико-художественный феномен. Представлена и «поэтическая Библия» — собрание поэтических произведений, созданных по мотивам библейских текстов. Для студентов, осваивающих дисциплины модуля «История культуры» (программа бакалавриата), дисциплину «Социология культуры» (программа магистратуры), изучающих искусство, религиоведение, а также для всех, кого интересует история отечетвенной литературы. ББК Э210.3я73-1 ISBN 978-5-7996-0711-1 © Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
Памяти мамы, Анны Степановны Панасиенко
Стр.4
Стр.5
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ Даже беглого взгляда на краткую библиографию, завершающую книгу, достаточно для того, чтобы возник вопрос: если уже существует необозримая литература, посвященная Библии, то зачем еще одна книга и что нового она может поведать? Должен признаться, что этот вопрос не раз вставал передо мной и до того, как впервые склонился над чистым листом бумаги, и неоднократно в процессе написания. Он тревожил, заставлял прерывать работу, порой доводил до отчаяния и провоцировал желание прекратить ее. И даже совет мудрого Теренция — «���� �������, ���� �������, ��� ��������a�» («Сколько людей, столько мнений») — не всегда помогал, хотя в какой-то степени снимал остроту вопроса, который в конечном счете и побудил к попытке объясниться с читателем. На самом деле, почему автор полагает, что имеет право присвоить себе время читателя, что он может предложить ему в ответ, чем сможет вознаградить его за внимание? Сознаю, что не всякий, решившийся прочесть предлагаемую книгу, будет удовлетворен. Кому-то она покажется слишком упрощенной и лишенной фундаментальной убедительности. Кого-то будут раздражать суждения автора по тем или иным вопросам, ктото, допускаю, может с гневом отбросить ее, призывая на голову автора всяческие козни. Сколько людей — столько мнений. Вот и пытаюсь объясниться с читателем, чтобы было ясно, что можно ожидать от предлагаемого труда, а чего в нем нет, чтобы каждый решил, стоит ли ему тратить свое время на чтение. Настоящая книга — не историческое исследование, хотя без обращения к трудам историков было не обойтись; она — не философские штудии, хотя игнорировать обращение к традиции философии и религиоведения было невозможно; она — не моногра
Стр.6
6 Обращение к читателю фическое исследование, которое пишут в надежде на получение научного звания, хотя некоторые идеи автор включал в свои диссертационные работы. Тему данной книги можно было бы определить так — «Библия и я», то есть в ней заключен опыт личного общения с Библией, с книгой, которая, по глубокому убеждению автора, является одним из наиболее ярких свидетельств человеческого гения и вдохновения. Мне, может быть ошибочно, показалось, что мой опыт общения с Книгой Книг может для кого-то оказаться интересным и небесполезным. Особенно в настоящие времена, когда мы все — свидетели и участники, пусть и в разной мере, важного исторического процесса изменения отношения нашего государства, общества, личности к вере, религии и церкви. Не хотел бы сейчас обсуждать и давать оценку данному процессу — нет желания ввязываться в дискуссию по поводу того, насколько реально идет, как любят об этом писать журналисты и вспоминать политики, процесс возрождения религии. Это интересные, важные, актуальные, но другие вопросы. Хотел бы лишь подчеркнуть, что одним из свидетельств того, что происходит в последние постсоветские времена в нашей жизни, что нужно всячески приветствовать и поддерживать, является возвращение Библии в нашу культуру. Автору еще в советскую эпоху приходилось выступать с лекциями, касающимися содержания Библии. Это были годы господства официальной атеистической идеологии, когда невозможно было свободное слово, когда идеологическая цензура строго определяла, что следует говорить, а о чем предпочтительней молчать. В отношении религии, а стало быть, и Библии следовало высказываться лишь критически. Но и тогда автор не страдал излишним критицизмом и обращался к тем библейским страницам, сюжетам, отдельным книгам, которые позволяли понять и обогатить восприятие признаваемых тогда художественных произведений, то есть обратить внимание слушателей на художественную ценность Библии. Ему также приходилось на протяжении многих лет читать
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ ...................................................................... 5 ПРЕДИСЛОВИЕ. СУДЬБА КНИГИ .......................................................... 10 Раздел 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИИ .............................................................. 15 Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА БИБЛИИ: КРАТКИЙ ОЧЕРК ........................................................................ 17 Глава 2. ЧЕТЫРЕ ВЗГЛЯДА НА БИБЛИЮ .............................................. 30 Библия — �acra �сr�p��ra, Священное Писание ................................... 30 Библия как исторический документ ..................................................... 35 Философия Библии ................................................................................ 43 Эстетика Библии ..................................................................................... 56 Глава 3. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ БИБЛИИ..................................................... 73 Жена Лота ................................................................................................ 74 Рахиль и Лия ........................................................................................... 81 Дочь Иеффая ........................................................................................... 89 Суламифь ................................................................................................. 92 Раав ........................................................................................................ 100 Иезавель ................................................................................................ 103 Мария Магдалина ................................................................................. 105
Стр.371
Раздел 2 КРАСОТА И МУДРОСТЬ КНИГИ КНИГ: БИБЛИЯ В ПОЭЗИИ И ФОЛЬКЛОРЕ ....................................... 123 Глава 4. БИБЛИЯ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ ................................................ 125 Ветхий Завет ......................................................................................... 131 Новый Завет .......................................................................................... 287 Глава 5. БИБЛИЯ И НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ...................................... 348 Приложение 1. СЛОВАРЬ ......................................................................... 358 Приложение 2. БИБЛИЯ В ЛАТИНСКИХ АФОРИЗМАХ .................... 359 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................... 365
Стр.372
Учебное издание Медведев Александр Васильевич БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ Учебное издание Зав. редакцией М. А. Овечкина Корректор и редактор Е. В. Березина Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов План выпуска 2012 г. Подписано в печать 20.05.2012. Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Гарнитура T����. Уч.-изд. л. 17,5. Усл. печ. л. 21,62. Тираж 250 экз. Заказ № 1029. Издательство Уральского университета 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ. 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4. Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13. Факс: +7 (343) 358-93-06. E-�a�l: pr���.��f�@���.r� ISBN 978-5-7996-0711-1
Стр.373