История ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 4 (28) СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ Варенцова Л. Ю. <...> Предпосылки формирования советской системы политического контроля . <...> Формирование учения о цельном знании в русской гносеологии XIX в. (от любомудров до В. С. Соловьева) . <...> Невербальные компоненты этикетного речевого жанра приветствия/прощания (на материале русской художественной прозы ХIX–XX вв.) <...> Особенности смысловой репрезентации фразеологических единиц в текстах личных писем (на примере эпистолярия М. О. Меньшикова) . <...> Поэзия английского романтизма в России: традиции и переводы . <...> Компетентностно-деятельностный подход как основа развития универсальных учебных действий студентов . <...> Современный образовательный инструментарий в профессиональной подготовке студентов профиля «Компьютерная музыка и аранжировка» . <...> Организация рефлексивного поиска пути решения математической задачи на основе деятельностно-процессуального подхода . <...> Тестирование в поликультурной школе как средство языковой идентификации инофонов . <...> Иноязычная коммуникативная деятельность – процесс активного взаимодействия на уровне межкультурной коммуникации, нацеленный на саморазвитие личности в профессиональной деятельности . <...> Поволжский регион UNIVERSITY PROCEEDINGS VOLGA REGION HUMANITIES № 4 (28) CONTENTS HISTORY Varentsova L. <...> Organizational-financial activity of petty-bourgeois in the second half of XIX century by the example of Middle Volga region towns . <...> Research sector in implementation of «science – production» cycle in the 1950–1960 (based on materials of the Middle Volga) . <...> Тихон Никитич Стрешнев – виднейший представитель политической элиты России «переходного времени» от «московских порядков» XVII в. к новшествам, вводимым Петром Великим, дальний родственник царя и «свой» человек в придворном царском обиходе. <...> Исследована переписка Петра I и Т. Н. Стрешнева, которая велась во время заграничных путешествий императора, в периоды военных походов. <...> Особое внимание уделено вотчине Т. Н. Стрешнева, расположенной в Нижегородском крае. <...> Тихон Стрешнев <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№4_2013.pdf
№ 4 (28), 2013
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 4 (28)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Варенцова Л. Ю. Российский государственный деятель
конца XVII – первой четверти XVIII в. Тихон Никитич Стрешнев .................. 7
Володина Н. А. Предпосылки формирования советской системы
политического контроля ..................................................................................... 19
Окутина Н. Н. Организационно-финансовая деятельность
мещанских обществ во второй половине XIX в.
на примере губернских городов Среднего Поволжья ...................................... 27
Вальчук Е. И. Пропаганда и просвещение в советской системе
социального страхования (1922–1933 гг.) ......................................................... 34
Калимуллин Р. Р. Научно-исследовательский сектор
в реализации цикла «наука – производство» в 1950–1960-х гг.
(по материалам Среднего Поволжья) ................................................................ 42
Карнишин В. Ю. Конституционализм М. П. Драгоманова
в контексте общественно-политического развития Украины
второй половины XIX в. ..................................................................................... 51
ФИЛОСОФИЯ
Кошарный В. П. Формирование учения о цельном знании
в русской гносеологии XIX в. (от любомудров до В. С. Соловьева) .............. 59
Степанов А. Н. Проблема эстетического портфолио социального бытия ............ 68
Розенберг Н. В., Логинов А. В. Институт средств массовой информации
и коммуникации как фактор развития социальной
мобильности современной молодежи ............................................................... 78
ФИЛОЛОГИЯ
Дорфман И. И. Невербальные компоненты этикетного речевого жанра
приветствия/прощания (на материале русской художественной прозы
ХIX–XX вв.) ......................................................................................................... 86
Humanities. History
1
2013
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Калёнова Н. А. Особенности смысловой репрезентации
фразеологических единиц в текстах личных писем
(на примере эпистолярия М. О. Меньшикова) .................................................. 96
Жаткин Д. Н., Круглова Т. С. Поэзия английского романтизма в России:
традиции и переводы ......................................................................................... 107
Тимонина А. П. Фоносемантические особенности поэзии Луи Арагона ............. 116
Пономарёва А. Ю. Репрезентация концептов «отец» и «мужское начало»
в романе Генриха Белля «Дом без хозяина» ................................................... 124
Дубровская Т. В. Семантическое поле отрицательной оценки
в русском и английском языках: осуждения и обвинения ............................. 134
Васильева Г. М. О лингвокультурологическом подходе к описанию
новых метафорически мотивированных значений
в контексте задач учебной лексикографии ...................................................... 147
Архипов С. Ю. Макроструктура текста и выбор временных форм ....................... 157
ПЕДАГОГИКА
Буклин Е. Н. Компетентностно-деятельностный подход
как основа развития универсальных учебных действий студентов .............. 170
Пономарёва О. Н. Экологический компонент содержания
школьного образования (на примере Пензенской области) ........................... 177
Лукашева С. С. Современный образовательный инструментарий
в профессиональной подготовке студентов профиля
«Компьютерная музыка и аранжировка» ........................................................ 187
Курина В. А. Педагогическое проектирование как способ
творческой организации образовательного пространства ............................. 196
Родионов М. А., Гусева Е. В. Организация рефлексивного поиска
пути решения математической задачи на основе
деятельностно-процессуального подхода ........................................................ 205
Гошуляк Л. Д. Управление системой народного образования России
в XIX в. ............................................................................................................... 215
Уша Т. Ю. Тестирование в поликультурной школе как средство
языковой идентификации инофонов ................................................................ 224
Краснова О. В. Развитие как накопление структурной информации
и как динамика структурности (методологии исследования
динамических процессов, адаптация к гуманитарным наукам) .................... 233
Мещеряков А. С., Куприянова Г. С. Компетентность и модульность
как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов
инженерного профиля: аспект глобализации образования (часть 3) ............ 242
Телегина А. Т. Иноязычная коммуникативная деятельность –
процесс активного взаимодействия на уровне межкультурной
коммуникации, нацеленный на саморазвитие личности
в профессиональной деятельности ................................................................... 253
Павлова Н. А., Николаев Б. В. Теоретические предпосылки
реформирования высшего образования в США ............................................. 264
2
University proceedings. Volga region
Стр.2
№ 4 (28), 2013
Гуманитарные науки. История
Батин В. В., Ивлев В. И., Фомин Н. Е. Исследование динамики
взаимосвязи успеваемости студентов и качества
общего образования в Республике Мордовия ................................................ 274
РЕЦЕНЗИИ
Карнишин В. Ю. ....................................................................................................... 284
Humanities. History
3
Стр.3
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
UNIVERSITY PROCEEDINGS
VOLGA REGION
HUMANITIES
№ 4 (28)
CONTENTS
HISTORY
Varentsova L. Yu. Russian statesman of the late XVII – first quarter
of XVIII century Tikhon Nikitich Streshnev ............................................................. 7
Volodina N. A. Preconditions for the formation of the Soviet system
of political control .................................................................................................. 19
Okutina N. N. Organizational-financial activity of petty-bourgeois
in the second half of XIX century by the example
of Middle Volga region towns ............................................................................... 27
Val'chuk E. I. Propaganda and education in the societ system
of social insurance (1922–1933) ............................................................................ 34
Kalimullin R. R. Research sector in implementation of «science – production»
cycle in the 1950–1960 (based on materials of the Middle Volga) ........................ 42
Karnishin V. Yu. Constitutionalism of M. P. Dragomanov in the sociopolitical
development of Ukraine in the second half of XIX century .................................. 51
PHILOSOPHY
Kosharnyy V. P. Formation of teaching of integral knowledge
in russian gnosiology of XIX century (from wisdom lovers
to V. S. Solovyev) .................................................................................................. 59
Stepanov A. N. Problem of aesthetic portfolio of social objective reality ..................... 68
Rozenberg N. V., Loginov A. V. Institution of mass media and communication
as a factor of modern youth’ social mobility development .................................... 78
PHILOLOGY
Dorfman I. I. Nonverbal components of etiquette speech genre
of greeting/farewell (by material of russian fiction prose
of XIX–XX centuries) ........................................................................................... 86
4
University proceedings. Volga region
2013
Стр.4