Issers4.qxd 29.05.2007 12:25 Page 1 О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина Интенсивный курс русского языка Почему так не говорят порусски Пособие по культуре речи ИССЕРС Оксана Сергеевна — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Омского государственного университета им. <...> КУЗЬМИНА Наталья Арнольдовна — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой стилистики и языка массовых коммуникаций Омского государственного университета им. <...> Интенсивный курс русского языка Почему так не говорят порусски Пособие по культуре речи Для абитуриентов и учащихся старших классов О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА О.С. <...> ISBN 978-5-9765-0148-5 В пособии анализируются типичные речевые ошибки, встречающиеся в письменных работах абитуриентов, и предлагаются приемы устранения этих ошибок. <...> Сгруппированный по главам материал, состоящий из теоретической части и упражнений, включает ошибки, нарушающие точность речи, ошибки в сочетаемости слов и форм, синтаксические и логические ошибки. <...> Отдельная глава посвящена речевой избыточности и речевой недостаточности. <...> Способен ли Онегин обесчестить Ленского, или Ошибки, нарушающие точность речи. <...> «Раскольников поднялся на борьбу со старушкой», или Стилистические ошибки . <...> Мы полагаем, что выразим общее мнение наших коллег, если заметим: количество орфографических и пунктуационных оши бок в письменных работах абитуриентов в последние годы уменьшилось. <...> Человек, чей кругозор ограничен завалившей все прилавки западной или сработанной «под Запад» макулату рой, написанной на «топорном русском», полагающий, что «Ти хий Дон», например, — это рассказ, потому что знаком с ним по хрестоматии, где на двух десятках страниц изложен весь четы рехтомный романэпопея, — такой человек никогда не воспита ет в себе стилистический «слух». <...> Не стоит удивляться этому, ведь на вопрос о том, что читают родители, более половины ребят <...>
Интенсивный_курс_русского_языка._Почему_так_не_говорят_по-русски_.pdf
О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина
ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС
РУССКОГО ЯЗЫКА
ПОЧЕМУ ТАК НЕ ГОВОРЯТ
ПОРУССКИ
Пособие по культуре речи
5-е издание, стереотипное
Издательство «ФЛИНТА»
2020
Москва
1
Стр.1
УДК 811.161.1(075.3)
ББК 81.411.2я721
И88
Иссерс О.С.
И88
Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят
по-русски : пособие по культуре речи / О.С. Иссерс,
Н.А. Кузьмина. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2020. —
136 с.
ISBN 978-5-9765-0148-5
В пособии анализируются типичные речевые ошибки, встречающиеся
в письменных работах абитуриентов, и предлагаются
приемы устранения этих ошибок. Сгруппированный по главам
материал, состоящий из теоретической части и упражнений,
включает ошибки, нарушающие точность речи, ошибки в
сочетаемости слов и форм, синтаксические и логические
ошибки. Отдельная глава посвящена речевой избыточности
и речевой недостаточности.
Для самоподготовки старшеклассников, абитуриентов и
желающих совершенствовать свою речь.
УДК 811.161.1(075.3)
ББК 81.411.2я721
ISBN 978-5-9765-0148-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2007
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов ............................................................................................... 6
Часть I. Пока пишу — надеюсь
Глава 1. Способен ли Онегин обесчестить Ленского,
или Ошибки, нарушающие точность речи.......................... 10
«Докапываемся до смысла слов...» ...................................... 12
«У времени в плену...» Анахронизмы ................................... 13
Верней клади ступень ноги... ............................................... 14
Всегда ли отличное сочинение написано отличником? .... 18
Упражнения к главе 1 ............................................................. 20
Глава 2. Парадоксы сочетаемости ...................................................... 24
Можно ли «нарушить экологию»? ....................................... 25
Острое, яркое, сильное, глубокое... Слова«усилители» ... 25
Одержать поражение или потерпеть победу?...................... 26
«Дело» о падеже ..................................................................... 30
Однородные члены как сигнал опасности .......................... 33
Упражнения к главе 2 ............................................................. 36
Глава 3. О глокой куздре, бутявках, мюмзиках и о другом
в подобном роде. Ошибки в образовании слов и форм ..... 39
«В худой котомк поклав ржаное хлебо...» ........................... 40
Сколько у нас моралей? ........................................................ 43
Что такое бутафония? ........................................................... 44
Упражнения к главе 3 ............................................................. 46
Глава 4. Просчеты синтаксического «строительства» ...................... 48
Дом, который построил Джек .............................................. 48
Он говорил мне... (конструкции с чужой речью) ............... 53
Упражнения к главе 4 ............................................................. 54
Глава 5. «Раскольников поднялся на борьбу со старушкой»,
или Стилистические ошибки ............................................... 56
3
Стр.3
Глава 6. Классика в кривом зеркале современного сознания ......... 58
Упражнения к главам 5, 6 ...................................................... 60
Часть II. Что написано пером... еще можно исправить
Глава 1. Здравый смысл как руководство к действию.
Логические ошибки .............................................................. 63
А какое это имеет отношение к делу? .................................. 63
Этого не может быть! ............................................................ 64
Можно ли быть честным и нечестным
в одно и то же время? ............................................................ 65
Мнимые противоречия ......................................................... 66
«Что в образе тебе моем?» Мир героев и мир образов ........ 67
Люди ли женщины? Однородные члены
в зеркале логики .................................................................... 70
Упражнения к главе 1 ............................................................. 75
Глава 2. Бить или не бить? Двусмысленность
как стилистическая проблема .............................................. 78
Подводные камни многозначности, омонимии
и фразеологии ........................................................................ 79
Вместо чего стоит местоимение? ......................................... 81
Как тулупчик стал Емельяном Пугачевым.
Ошибочная смысловая связь слов ....................................... 83
Упражнения к главе 2 ............................................................. 87
Глава 3. Опасные метафоры ............................................................... 91
Глава 4. Где найти сестру таланта, или Рассуждения
о речевой избыточности и речевой недостаточности ........ 95
«Чувствуется сочувствие». Тавтология ................................ 96
Можно ли быть тупым, но не глупым?
И снова об однородности ..................................................... 97
А необходимо ли определение? ............................................ 98
Топтание на месте, или Многословие ................................ 100
«Мы тут с товарищами обменялись...»
Речевая недостаточность ..................................................... 101
Упражнения к главе 4 ............................................................ 102
4
Стр.4
Глава 5. Порядок слов в речевом общении ...................................... 106
«Любовник в качестве Онегина». Деформация
предложения при нарушении порядка слов ...................... 107
Где и как поставить логическое ударение? ......................... 108
Вместо заключения ............................................................................. 110
Проверьте себя! ................................................................................... 111
Ответы
К упражнениям части I ....................................................................... 121
К упражнениям части II ...................................................................... 125
5
Стр.5