Г.Ф. Богачева ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СЛОВАРНОГО ТОЛКОВАНИЯ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 811.161.1'373 ББК 81.2Рус-3 Б73 Богачева Г.Ф. <...> Б73 Лексическое значение как объект словарного толкования [Электронный ресурс]: монография / Г.Ф. Богачева. <...> ISBN 978-5-9765-1452-2 Работа посвящена теоретическим и практическим аспектам семантизации слова в учебном объяснительном толково-сочетаемостном сло варе антропоцентрической направленности. <...> Абсолютная ценность лексической единицы как объект лексикографической семантизации . <...> 38 Значение слова в аспекте словарной лексикологии . <...> 78 Учебный словарь как центральный объект педагогически ориентированного описания . <...> 113 Внутренняя форма как элемент абсолютной ценности и её лексикографическое отражение . <...> Опыт общей теории лексикографии Проблема истолкования значений лексических единиц возникла значительно раньше появления первых лексикографических произведений. <...> Обе они теснейшим образом связаны с типологическими различиями лексикографического описания, в основе которых лежит либо представление лексики того или иного языка (отдельного её фрагмента) как собственно лингвистического феномена (лингвоцентрическое описание), либо описание лексики с учётом определённого 4 адресата, конкретных целей словаря и т.п. (антропоцентрическое описание). <...> В лингвоцентрическом аспекте проблема истолкования лексических единиц получила достаточно полное и всестороннее освещение. <...> Включение в число предполагаемых пользователей словаря лиц, не владеющих соответствующим языком, делает проблему антропоцентрической ориентации словарного описания особенно злободневной и, следовательно, требующей скорейшего решения. <...> В каче5 стве такого рода источника выступает объяснительный словарь, в котором «соответствующая его жанру информация представляется с помощью вербальных семантизирующих отрезков (слов, словосочетаний и т.п.) <...> Важно только, чтобы в первом <...>
Лексическое_значение_как_объект_словарного_толкования.pdf
Г.Ф. Богачева
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
КАК ОБЪЕКТ
СЛОВАРНОГО ТОЛКОВАНИЯ
Монография
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК 811.161.1'373
ББК 81.2Рус-3
Б73
Б73
Богачева Г.Ф.
Лексическое значение как объект словарного толкования
[Электронный ресурс]: монография / Г.Ф. Богачева. — 3-е изд.,
стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 208 с.
ISBN 978-5-9765-1452-2
Работа посвящена теоретическим и практическим аспектам семантизации
слова в учебном объяснительном толково-сочетаемостном
сло варе антропоцентрической направленности. Особый акцент
дела ется на рассмотрении процедуры создания толкования слова и
воз мож ностей его углубления и расширения на основе системных
и иных свойств лексических единиц, а также с учётом адресатно-целевой
направленности словаря.
Тема исследования может представлять интерес для лексикографов,
лексикологов, преподавателей и студентов филологических факультетов
высших учебных заведений.
УДК 811.161.1'373
ББК 81.2Рус-3
ISBN 978-5-9765-1452-2
© Богачева Г.Ф., 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (Некоторые предварительные замечания) ...................................4
Глава 1. Абсолютная ценность лексической единицы
как объект лексикографической семантизации ............................16
Лексикология — словарная лексикология — лексикография ...........16
Слово — базовый элемент языка и основная единица
лексикографирования ............................................................................23
Лексическая система — среда бытования слова .................................38
Значение слова в аспекте словарной лексикологии ............................47
Абсолютная ценность — становой хребет значения лексикосемантической
единицы ........................................................................58
Выводы ....................................................................................................74
Глава 2. Отражение абсолютной ценности лексикосемантической
единицы в учебном объяснительном словаре
и смежные вопросы .............................................................................78
Учебный словарь как центральный объект
педагогически ориентированного описания .......................................78
Толкование слова в учебном объяснительном словаре
и его построение: процедурный аспект ...............................................87
Групповое описание слова — необходимое условие
их оптимального дефинирования ....................................................... 113
Внутренняя форма как элемент абсолютной ценности
и её лексикографическое отражение ..................................................120
Союзы как объект словарной семантизации .....................................135
Выводы ..................................................................................................148
Заключение ................................................................................................152
Литература ...................................................................................................155
Словари ........................................................................................................161
Принятые сокращения ................................................................................163
Приложение .................................................................................................164
3
Стр.3