М.А. Богатырёва
УЧЕБНИК
английского языка
для неязыковых
гУманитарных вУзов
Начальный этап обучения
4е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционноиздательским Советом
Российской академии образования
к использованию в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2022
Стр.1
УДК 811.111(075)
ББК 81.2АААА-923
б73
г л а в н ы й р е д а к т о р Д.И. Фельдштейн
з а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а
С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач,
А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров,
Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков,
В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Р е ц е н з е н т ы:
др пед. наук, проф., академик Международной
академии Информации Э.а. Штульман
др пед. наук, проф. н.д. гальскова
канд. пед. наук, проф. л.п. смирнова
б73
Богатырёва М.А.
учебник английского языка для неязыковых гуманитарных
вузов. начальный этап обучения / М.а. богатырёва. — 4е изд., стер.
— Москва : ФЛИНТА, 2022. — 637 с. — ISBN 9785893497113. —
Текст : электронный.
настоящий учебник, адресованный студентам гуманитарных
факультетов неязыковых вузов, состоит из вводного и базового курсов.
вводный курс направлен на освоение студентами звукографической системы
английского языка, необходимой для развития у них начальных умений и
навыков устной и письменной речи, чтения и аудирования. с этой же целью
в учебник включены дополнительные аудитивные материалы, которые
озвучиваются преподавателем в ходе урока. одной из задач базового курса
является формирование у обучаемых социокультурной компетенции, умение
преодолевать сбои в общении с носителями иных культур. не случайно
поэтому в основу базового курса положены аутентичные англоязычные
источники, отражающие современное языковое сознание носителей языка.
обеспечивая выход в наиболее типичные ситуации межкультурного
общения, учебник может быть рекомендован не только студентам
неязыковых гуманитарных вузов. книга доступна старшим лицеистам,
слушателям курсов иностранных языков, а так же всем тем, кто желает
изучать английский язык самостоятельно.
УДК 811.111(075)
ББК 81.2-923
ISBN 9785893497113
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ __________________________________ 3
ВВОДНЫЙ КУРС
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________ 11
UNIT 1.
GREETINGS
(Приветствие) ______________________ 17
Фонетика. Дифтонги и долгие гласные в I (открытом) типе
ударного слога. Kраткие гласные во II (закрытом) типе удар ного
слога. Чтение буквосочетаний ck, ch, tch, sh, ph, th и буквы с. Гласная
“у” в начале слов.
Грамматика. Личные, указательные и притяжательные
местоимения. Глагол to be. Простое предложение. Общий вопрос.
Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Понятие об
артикле. Место прилагательного в предложении. Предлоги from, in
для выражения падежных отношений.
Текст. My Office.
Ролевая игра. Неофициальное знакомство.
UNIT 2.
PERSONAL INFORMATION
(Анкетные данные)__________________ 30
Фонетика. Долгие гласные в III типе ударного слога. Гласные в
безударном положении перед r. Сочетание kn в начале слов и чтение
s в конце слов. Чтение x в зависимости от положения в слове.
Грамматика. Вопросы к именной части сказуемого типа: What
are these?/those? What’s your job?/address? Множественное число
существительных. Предлоги места on, near, at, under, below, above и
предлоги of, for для выражения падежных отношений.
Текст. At the Conference.
Ролевая игра. Регистрация в гостинице.
UNIT 3.
INVITE YOUR FRIENDS
(Пригласите друзей) _________________ 44
“j”. Буквосочетания ng, nk.
Фонетика. Чтение “о” в различных сочетаниях. Cогласные “g” и
5
Стр.5
Грамматика. Разделительный вопрос. Утвердительная форма
повелительного наклонения. Предлоги about, with для выражения
падежных отношений.
Текст. A Letter from London.
Ролевая игра. Приглашение.
UNIT 4.
FAMILY CIRCLE
(Семейный круг) ____________________ 59
Фонетика. Чтение согласной “r” на стыке слов перед гласной.
Гласная “о” перед m, n, v, th. Чтение гласной “a” перед th / f / n / s +
согласная.
Грамматика. Глагол have (got). Неопределённые местоимения
all, some, any, no. Альтернативный вопрос. Притяжательный падеж
имён существительных.
Текст. A Big Problem.
Ролевая игра. Семейный альбом.
UNIT 5.
WHY I LOVE THIS CITY
(За что я люблю этот город) ____________73
Фонетика. Дифтонги в IV типе ударного слога. Чтение
буквосочетания ch [k].
Грамматика. Конструкция there is/are. Наречия a lot of, many,
few, a few. Количественные числительные от 20. Предлоги места next
to, between, opposite, behind, in front of. Специальные вопросы типа:
How many…?
Тексты. Text A: English Homes. Text B: Four Blocks from the
White House.
Ролевая игра. Аренда квартиры.
UNIT 6.
A LETTER FROM GOLDEN BEACH
(Письмо с Золотого пляжа) ____________ 92
Фонетика. Чтение “w” в различных условиях. Сочетания au / aw /
al + согласная.
Грамматика. The Present Continuous Tense (Настоящее
продолженное время). Специальные вопросы типа: What is / are…
like? Порядковые числительные. Предлоги времени at, on, in.
Тексты. Text A: A Letter Home. Text B: Scotland.
Ролевая игра. Накануне отъезда.
6
Стр.6
UNIT 7.
A TYPICAL DAY
(Обычный день) ____________________ 113
Фонетика. Гласный [e]. Повторение и обобщение. Чтение qu в
сочетании с а, ar.
Грамматика. Абсолютная форма притяжательных местоимений.
The Present Simple Tense (Настоящее простое время). Специальные
вопросы типа: How often…? What colour / make / size…? Именные
придаточные предложения.
Тексты. Text A: My Working Day. Text B: A Day in the Life of the
Queen.
Ролевая игра. Устройство на работу.
UNIT 8.
WHERE WOULD YOU LIKE TO EAT?
(Где можно поесть?) _________________137
Фонетика. Дифтонг [qV]. Повторение и обобщение.
Грамматика. Оборот “would like (to do)” для выражения
предпочтений. Наречия much, little, a little. Специальные вопросы
типа: How much…? Отрицательная форма повелительного наклонения
Тексты. Text A: Have a Break! Text B: Harrods.
Ролевая игра. В ресторане.
UNIT 9.
WORK AND LEISURE
(Работа и досуг) ____________________ 158
Фонетика. Редукция гласных в предударном и послеударном
слогах. Дифтонг [eI]. Повторение и обобщение.
Грамматика. Специальные вопросы к подлежащему и
дополнению.
Модальные глаголы can, may. Отнoсительные местоимения who,
that, which.
Тексты. Text A: What Are They Interested In? Text B: Time off.
Ролевая игра. Выходные дни.
UNIT 10.
A BUSINESS TRIP
(Деловая поездка) __________________ 180
Фонетика. Согласные [C], [S], [Z].
Грамматика. Модальное выражение “have to”. Cпециальные
вопросы типа: How long does it take…?
7
Стр.7
Тексты. Text A: The Age of the Train. Text B: London’s Heathrow.
Ролевая игра. Поездка в аэропорт.
UNIT 11.
обобщение.
Грамматика. Глагол “to be” в простом прошедшем времени.
Cокращённые утвердительные и отрицательные предложения типа:
So was I. / Neither was I.
Тексты. Text A: Hill Street Blues. Text B: The Global Newspaper.
Ролевая игра. Как это было раньше.
UNIT 12.
INTERVIEWS, INTERVIEWS
(Интервью, интервью) ______________ 217
Фонетика. Ударение в многосложных словах.
Грамматика. The Present Continuous Tense для обозначения
будущего времени. Конструкция going tо. Обстоятельственные
придаточные предложения.
Тексты. Text A: Tawley Arts Festival – Another Canne? Text B:
Classical Music Still Rocks Our World.
Ролевая игра. Фестиваль популярной музыки (повторение).
GRAMMAR SUPPLEMENT ________________________ 237
SELFSTUDY ___________________________________ 274
ACTIVE VOCABULARY ____________________________ 295
БАЗОВЫЙ КУРС
UNIT 13.
ENTER THE WORLD OF ARTS
(Окунитесь в мир искусства) _________ 326
Грамматика. Past Simple, past modals. Reflexive pronouns.
Infinitive of purpose. Repoted speech.
Тексты. Word building: Suffixes er, ist, ian, ant. Text A:
Success Story. Text B: Exhibitions.
Функции. Share your impressions. A letter of thanks.
Ролевая игра. Посещение выставки.
8
LET ME REMEMBER
(Дайте мне вспомнить) ______________ 199
Фонетика. Смещение ударного слога. Дифтонг [aI]. Повторение и
Стр.8
UNIT 14.
TOO MUCH TRAFFIC
(Слишком интенсивное движение) ____ 362
Грамматика. Past Continuous. Present participle after verbs of
sensation. Modal verbs “must”, “need”. Sequence of tenses.
Тексты. Word building: Suffixes (i)ty, ness, ment and tion. Text
A: Road Traffic Reduction. Text B: Safety to Pedestrians.
Функции. Make sure you don’t get lost. A letter of inquiry.
Ролевая игра. Дорожнотранспортное происшествие.
UNIT 15.
FIRST IMPRESSIONS
(Первые впечатления) _______________ 396
Грамматика. Modal verb “should”. Degrees of comparison of adjectives
/ adverbs. The use of articles with place nouns.
Тексты. Word building: Prefixes in , un , im , ir , il. Text A:
Charlie Chaplin, Movie Star. Text B: Ahead of Its Time.
Функции. Don’t turn me down. A letter of invitation.
Ролевая игра. Различие и сходство двух культур.
UNIT 16.
BRUSH UP YOUR ENGLISH
(Восполни знание языка) ____________ 436
Грамматика. Articles: general rules and exceptions. Contact
Clauses. Past Participle. Present Perfect. Present Perfect Continuous.
Тексты. Word building: Suffixes en, fy and ize. Text A: The
Other Side of the Moon. Text B: Trinity.
Функции. Let’s arrange a meeting. A business letter: Making an
appointment.
Ролевая игра. Программа рабочего визита.
UNIT 17. ALL WE NEED IS REASON AND TOLERANCE
(Все, что нам нужно — это разум
и терпимость) ___________________________482
Грамматика. Future Simple. Future modals. “If and whenclauses”.
Future in the Past. Articles with countable/uncountable nouns.
Тексты. Word building: Suffixes ful and less, prefix re Text A:
The World Conservation Movement. Text B: Walking in the Wood.
Функции. Do you think it’ll get warmer? A business letter: a
followup.
Ролевая игра. На конференции.
9
Стр.9
UNIT 18.
THINK GLOBAL, ACT LOCAL
(Мысли широко, действуй
конкретно) ________________________ 524
Грамматика. Compounds of “some”, “any”, “no”, “every”. Complex
object with the infinitive. Have something done.
Тексты. Word building: Suffixes al, able, ability. Text A:
Universal Declaration of Human Rights. Text B: Britain’s National
Figures.
Функции. A dialogue of cultures. A business letter: сonsolidation.
Ролевая игра. Организация круглого стола на тему “Человечество
в XXI веке”.
GRAMMAR SUPPLEMENT __________________________ 564
SELF STUDY _____________________________________ 600
ACTIVE VOCABULARY ____________________________ 616
Стр.10