Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте (220,00 руб.)

1   0
АвторыТуревский И. М.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц67
ID186761
АннотацияПособие предназначено для бакалавров, обучающихся по курсу «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (направление подготовки 540600 Педагогика, 034300 Физическая культура), а также может быть полезно аспирантам и магистрам, обучающимся по направлениям подготовки образования в области физической культуры.
ISBN978-5-87954-562-3
ББК75.1я73
Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте : Учебно-методическое пособие / И.М. Туревский .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 67 с. — ISBN 978-5-87954-562-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/186761 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный Педагогический университет иМени Л. Н. Толстого <...> ФРОЛОВ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ и СПОРТЕ У чебнв-метвди ческве пособие Тула Издательство ТГПУ ИМ. <...> Панфилов (ТГПУ им Л Н Толстого); кафедра физической культуры (ТГПУ им Л Н Толстого) Туревский‚ И. <...> ISBN 978-5-87954-562-3 Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по курсу «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (направление подготовки 540600 Педагогика, 034300 Физическая культура), а также может быть полезно аспирантам и магистрам, обучающимся по направлениям подготовки образования в области физической культуры ББК 75.1я73 ISBN 978-5-87954-562-3 ©I/I М Туревский,А Ю Фролов, 2011 ©И3дательство ТГПУ I/1M Л Н Толстого, 2011 <...> ПОЯСН ИТЕЛЬНАЯ ЗАП ИСКА Степень выпускников: — бакалавр педагогики, (направление — 050100 педагогическое образование, профиль — физическая культура) — бакалавр физической культуры (направление — 034300 Физическая культура), Выпускник, Получивший степень бакалавра педагогики, физической культуры, в процессе освоения предлагаемого курса должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи ориеъпированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования, использовать современные технологии сбора и обработки эксперименгальных данных в соответствгш с проблемой исследования в области физического воспитания. <...> Бакалавр педагогики, физической культуры подготовлен к проектированию педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности, построению межличностных и деловых отношений, к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой. <...> Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, способами исследовательской деятельности. <...> Учебный курс «Основы научно-методической деятельности <...>
Научно-методическая_деятельность_в_физической_культуре_и_спорте.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого И. М. ТУРЕВСКИЙ, А. Ю. ФРОЛОВ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2011
Стр.1
ББК 75.1я73 Т86 Рецензенты: доктор биологических наук, профессор О. П. Панфилов (ТГПУ им. Л. Н. Толстого); кафедра физической культуры (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Т86 Туревский, И. М. Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте: Учеб.-метод. пособие / И. М. Туревский, А. Ю. Фролов.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2010.– 67 с. ISBN 978-5-87954-562-3 Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по курсу «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (направление подготовки 540600 Педагогика, 034300 Физическая культура), а также может быть полезно аспирантам и магистрам, обучающимся по направлениям подготовки образования в области физической культуры. ББК 75.1я73 ISBN 978-5-87954-562-3 © И. М. Туревский, А. Ю. Фролов, 2011 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011 2
Стр.2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Степень выпускников: – бакалавр педагогики, (направление – 050100 педагогическое образование, профиль – физическая культура) – бакалавр физической культуры (направление – 034300 Физическая культура), Выпускник, получивший степень бакалавра педагогики, физической культуры, в процессе освоения предлагаемого курса должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования, использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области физического воспитания. Бакалавр педагогики, физической культуры подготовлен к проектированию педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности, построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой. Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, способами исследовательской деятельности. Выпускник, получивший такую степень, должен знать законы и решения вышестоящих органов управления по вопросам прав ребенка, образования и физической культуры; основные направления и перспективы развития психолого-педагогических наук, физической культуры, основы безопасности жизнедеятельности в процессе физического воспитания. Учебный курс «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (ОНМД) входит в ФГОС ВПО по направлениям 034300 Физическая культура, 050100 Педагогическое образование, и включен в учебные планы вузов, факультетов и кафедр, реализующих данные направления подготовки. Включение данного курса в состав основных учебных дисциплин объясняется тем, что совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов в вузе предполагает соединение учебного процесса с научно-методической подготовкой, особенно в системе университетского образования и, прежде всего в подготовке бакалавров и магистров. Это отражено в разделе общих требований федеральных образовательных стандартов, которые каждый вуз должен выполнить. Курс ОНМД тесно связан, прежде всего, с курсом теории и методики физического воспитания и спорта, а также с курсом педагогического физкультурно-спортивного совершенствования и спортивно-педагоги3
Стр.3
ческими дисциплинами, с дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов. Курс ОНМД в интегральной связи с названными учебными дисциплинами направлен на обеспечение глубокого научного и методического осмысления основ физического воспитания и спорта и освоения умений практической реализации научно-методических положений. Этот курс тесно связан с УИРС и НИРС, с проблематикой научных исследований и методических разработок на кафедрах, факультетах. Основные формы занятий: лекции, семинарские и лабораторные занятия. На лекциях излагаются основные сведения по курсу ОНМД, раскрываются наиболее значимые, сложные для самостоятельного изучения разделы курса, выделяются проблемные вопросы, сведения дискуссионного характера. Определяются подходы для продуктивных семинарских занятий и самостоятельной работы. На семинарских занятиях совместные усилия преподавателя и студента направлены на углубление знаний и развитие познавательных, творческих способностей студентов, проверки их знаний посредством решения учебнопознавательных задач, дискуссий, деловых обучающих игр и др. На лабораторных занятиях студенты осваивают навыки научноисследовательской и методической работы. На индивидуальных занятиях с преподавателем учитываются пожелания студентов. Проводятся они за счет аудиторных часов по мере необходимости - по решению кафедры и согласованию с деканатом. Самостоятельная работа студентов направлена на изучение и анализ литературных данных, обобщение практического опыта работы специалистов в области физической культуры и спорта, освоение методов исследования. Руководствуясь данной программой, кафедры факультета разрабатывают рабочие программы, учитывающие квалификационные характеристики выпускаемых специалистов, достижения сложившихся научных школ, науки и передового опыта по профилю дисциплины, а также региональные особенности и условия вуза. 1.1. Требования ФГОС ВПО по дисциплине «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» для бакалавров Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта. Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной ин4
Стр.4
формации. Накопление и обработка информации в процессе научнометодической деятельности. Представление и оценка результатов научной и методической деятельности. Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ. 1.2. Распределение часов Изучение курса ОНМД планируется в 4-ом семестре, на последующих этапах обучения полученные студентами знания и навыки будут использоваться и совершенствоваться ими в процессе УИРС и НИРС по другим учебным дисциплинам при подготовке курсовых и дипломных работ. Общее количество часов – 100, из них аудиторных 50 и на самостоятельную работу студента – 50 часов. Из 50 часов занятий с преподавателем, 16 отводится на лекции, 26 на семинарские и 8 на лабораторные занятия. После окончания курса ОНМД проводится экзамен. № 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Темы 1. Характеристика и задачи курса ОНМД в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта. Методологические основы научного познания и творчества 2. Наука в сфере физической культуры и спорта. Основная проблематика научных исследований и организационная структура НИР 3. Методическая деятельность в физической культуре и спорте. Трансформация научных, теоретических положений в практический результат 4. Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана 5. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы 6. Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности 7. Эксперимент. Виды, организация 8. Обработка результатов экспериментального исследования 9. Оформление результатов научной и методической работы 10. Внедрение и эффективность научных исследований Итого: 5 Лек Сем Лпз СРС 2 Количество часов 2 – 2 – 2 – 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 4 6 2 – 16 26 – – – – 2 – 4 2 – 8 2 4 4 2 4 10 - 10 8 6 50
Стр.5
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ» ЛЕКЦИИ Задачи курса ОНМД в становлении профессионализма деятельности будущих бакалавров физической культуры и бакалавров педагогики в области физической культуры и спорта. Методология научного познания и творчества. Основные понятия. Закономерности развития науки: преемственность, интеграция, дифференциация и специализация, интегральный характер. Взаимодействие отраслевой науки. Классификация наук. Роль Российской академии наук и Российской академии образования в организации научных исследований. Значение научно-методической подготовки в формировании современного специалиста. Организация научной и методической подготовки студентов. Методология научного познания и определение научных проблем. История науки (отрасли) в аспекте формирования ее предмета и методов исследования. Методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне исследования. Методология творчества. Мотивация творчества. Современные методы генерирования идей. Наука в сфере физической культуры и спорта. Основная проблематика научных исследований и организационная структура НИР. Паспорт науки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры» (13.00.04), ее цели и задачи в современном обществе. Организационная структура науки в Российской Федерации. Система государственного управления наукой. Стандартизация - основа управления качеством. Контроль научной деятельности. Система подготовки и использования научно-педагогических кадров, Докторантура, аспирантура, соискательство, стажировка. Роль научной школы и научного руководства. Материальное оснащение науки, Значение науки в профессиональной деятельности бакалавра в области физической культуры и спорта. Основная проблематика научных исследований: акцентировано физкультурно-спортивные оздоровительные занятия дошкольников; физическое воспитание всех слоев населения страны; подготовка спортсменов на уровне спортивного резерва и олимпийского спорта; подготовка специалистов для названных сфер. 6
Стр.6
Организация работы в научном коллективе. Основные принципы управления коллективом. Формирование и методы сплочения коллектива. Психологические аспекты взаимоотношений руководителя и подчиненного. Профилактика конфликтов и создание здорового психологического климата в коллективе. Научная организация и гигиена умственного труда. Рациональный режим ученого. Нравственная ответственность ученого. Методическая деятельность в физической культуре и спорте. Трансформация научных, теоретических положений и практический результат физического воспитания и спорта. Методическая деятельность как служба реализации, воплощения результатов научных исследований в физкультурно-спортивной практике (наука и практика, теория и методика). Содержание методической деятельности. Элементы исследовательской работы в методической деятельности (наблюдение, фиксирование информации о ходе, например, тренировочного процесса, анализ информации и внесение корректив и т. п.). Контроль методической деятельности. Виды методических работ: учебник, учебное пособие, методические рекомендации (указания), программы, наглядные пособия, учебные кинои видеофильмы и др. Связь учебной, научной и методической деятельности бакалавров на базе дисциплин учебного плана. Курсу ОНМД придается большое значение в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов, осуществляющих подготовку бакалавров в области физической культуры и спорта. Во-первых, освоение основ научно-методической деятельности входит в число требований к успешно оканчивающим бакалавриат. Во-вторых, в каждой учебной дисциплине даются сведения научного характера на лекциях и других видах занятий. В-третьих, курс ОНМД по своему характеру междисциплинарный: – знания и умения научно-методической работы входят в той или иной мере в программы, например, теории и методики физического воспитания и спорта; физкультурно-спортивного педагогического совершенствования; – спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. В-четвертых, подготовка студентами курсовых и дипломных работ. В-пятых, непосредственная связь курса ОНМД с учебноисследовательской и научной деятельностью студентов (УИРС, НИРС). Обеспечение взаимосвязи курса ОНМД и других дисциплин учебного плана на основе формирования у студентов целостного представления о научно-методической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Роль научно-методической деятельности и самообразования студента и специалиста. 7
Стр.7