УДК 796/799 ББК 75.717.5 П37 Программа подготовлена авторским коллективом кафедры тео рии и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного уни верситета физической культуры, спорта и туризма в составе: А. А. Кашкин, профессор, др пед. наук; О. И. Попов, профессор, др пед. наук; В. В. Смирнов, доцент, канд. пед. наук. <...> Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. <...> Основные задачи подготовки: ·· улучшение состояния здоровья и закаливание; · привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятием плаванием, формирование у них устойчивого интереса, устранение недостатков физического развития; ·· овладение жизненно необходимых навыков плавания; мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни; · приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей; обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; œО‡‚‡МЛВ 7 · воспитание морально-этических и волевых качеств, становле· поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности. ние спортивного характера; Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. <...> Основные задачи <...>
Плавание._Примерная_программа_спортивной_подготовки_для_ДЮСШ_и_СДЮШОР_(этапы_спортивного_совершенствования_и_высшего_спортивного_мастерства).pdf
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по плаванию для детско-юношеских спортивных школ
(ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ)
по плаванию разработана в соответствии с Концепцией развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года,
нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных
школ1
спортивных школ2
, и Типовым планом-проспектом учебной программы для
.
Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в
спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки
(НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, группах спортивного
совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ), которые
организуются в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Кроме того, программа
может быть использована для работы с пловцами в спортивных
клубах, училищах олимпийского резерва (УОР) и коллективах физической
культуры.
Правовые вопросы данной программы регламентируются различными
законами и нормативными актами, к которым относятся отдельные
положения Гражданского кодекса РФ (ГК), закона «О физической культуре
и спорте в РФ» ¹ 80-ФЗ, закона «Об образовании», закона «Об общественных
организациях».
Настоящая программа по плаванию реализует на практике принципы
государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные
в ñò. 2 ¹ 80-ÔÇ:
ных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
·непрерывности
и преемственности физического воспитания различМ.,
1995.
2
1 Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ.
Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре,
спорту и туризму от 28 июня 2001 ã. ¹ 390 «Îá утверждении Типового плана-проспекта
учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).
Стр.3
4
· учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех
· признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений,
равенства их прав на государственную поддержку;
программ развития физической культуры и спорта;
спортивных и спортивно-технических организаций.
Программу можно рассматривать как нормативную основу подго·
создания благоприятных условий финансирования физкультурнотовки
спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой
квалификации, осуществляемой в соответствии с уставами физкультурно-оздоровительных
и спортивных организаций, спортивных клубов
и коллективов физической культуры (ï. 5 ñò. 8 ¹ 80-ÔÇ).
Создание и функционирование спортивных школ в виде учреждений
дополнительного образования регламентируется в соответствии
с ФЗ ¹ 3266-1 от 17.07.92 ã. «Îá îáðàçîâàíèè».
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности
спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования
по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления
в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие
года обучения этапов многолетней подготовки.
В методической части настоящей программы раскрываются характерные
черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого
непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность
тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом
сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств.
Представлены типовые учебные планы по годам подготовки, схемы
построения годичных циклов, приводятся допустимые тренировочные
нагрузки и методические рекомендации по планированию тренировочного
процесса. Для каждого этапа многолетней подготовки рекомендуются
основные тренировочные средства. Описаны средства и методы педагогического
и врачебного контроля, основной материал по теоретической
подготовке, воспитательной работе и психологической подготовке, инструкторской
и судейской практике. Дана классификация основных восстановительных
средств и мероприятий.
Нормативные показатели деятельности спортивных школ и методические
рекомендации разработаны с учетом предыдущих программ для
спортивных школ по плаванию [1977 ã., 1983 ã., 1993 ã.] и являются итогом
многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных
школ, анализа отечественных и зарубежных систем многолетней подготовки
спортсменов.
œÎ‡‚‡ÌËÂ
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Объяснительная записка ................................................................................................. 3
Нормативная часть .......................................................................................................... 5
1. Цель и задачи деятельности спортивных школ ........................................................ 5
2. Режим работы .................................................................................................................. 8
3. Контрольно-переводные нормативы для различных этапов обучения ............ 10
Методическая часть ........................................................................................................ 18
4. Организационно-методические указания ................................................................ 18
4.1. Организация учебно-тренировочного процесса .......................................... 18
4.2. Основы многолетней тренировки спортсменов ............................................ 19
5. Учебные планы ............................................................................................................. 33
6. Планирование подготовки ........................................................................................... 35
6.1. Основы планирования годичных циклов ......................................................... 35
6.2. Планирование годичного цикла в спортивно-оздоровительных
ãðóïïàõ.................................................................................................................... 41
6.3. Планирование годичного цикла в группах начальной подготовки .......... 46
6.4. Планирование годичного цикла в учебно-тренировочных группах ........ 58
6.5. Планирование годичного цикла в группах спортивного
совершенствования .................................................................................................. 68
6.6. Планирование годичного цикла в группах высшего спортивного
мастерства ................................................................................................................ 85
7. Программный материал для практических занятий ..............................................87
7.1. Средства обучения плаванию ............................................................................. 87
7.2. Совершенствование техники плавания ...........................................................115
7.3. Общая физическая подготовка на суше ..........................................................124
7.4. Средства и методы развития выносливости ...................................................127
7.5. Развитие силы ....................................................................................................... 143
7.6. Средства и методы развития скоростных способностей ............................ 157
7.7. Средства и методы развития гибкости и координационных способностей .... 159
8. Педагогический и врачебный контроль ................................................................. 163
8.1. Педагогический контроль .................................................................................163
8.2. Врачебный контроль ........................................................................................... 167
9. Теоретическая подготовка ........................................................................................ 168
10.Âîñïèòàòåëüíàÿ работа и психологическая подготовка .................................... 176
10.1. Воспитательная работа .................................................................................... 176
10.2. Психологическая подготовка .........................................................................179
11. Восстановительные средства и мероприятия ...................................................... 182
11.1 Педагогические средства .................................................................................. 182
11.2. Психологические средства .............................................................................. 183
11.3. Медико-биологические средства ................................................................... 183
12. Инструкторская и судейская практика .................................................................. 184
13. Обеспечение безопасности на занятиях в бассейне .......................................... 185
Рекомендуемая литература .......................................................................................187
Приложения ......................................................................................................................189
Стр.216