В. Г. Белинский
Страсть сочинять, или "Вот разбойники!!!" Водевиль... Переделанный с французского Федором Кони
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834--1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея.
Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
СТРАСТЬ СОЧИНЯТЬ, ИЛИ "ВОТ РАЗБОЙНИКИ!!!" Водевиль в одном действии.
Переделанный с французского Федором Кони. Москва. В типографии Н. Степанова. 1836. 96. (12).
Много было говорено о том, что такое водевиль, но никто еще не потрудился отдать себе отчет в
том, что такое водевилист. Да - водевилист принадлежит еще к числу тех неразгаданных задач, над
которыми человечество тщетно ломает себе голову. Ars longa, vita brevis: {Искусство долговечно, а
яшзпь коротка (лат.). - Ред.} горькая мысль! Но утешьтесь: если в области нашего ведения остается еще
много неразрешенных вопросов, то много и людей, которые в состоянии решать подобные вопросы. Я
принадлежу к числу таких людей, потому что мне первому удалось решить великий вопрос: что такое
водевилист? Но на открытие этой важной истины я был наведен г. Гоголем, почему и буду предлагать
все мои решения словами г. Гоголя. Прошу только выслушать благосклонно 1.
Водевилист есть человек, у которого "в лице такое рассуждение, и физиономия... такие важные
поступки, и так здесь много, много всего"; человек, который хочет наконец "чем-нибудь, этаким
высоким заняться", потому что "ему так скучно жить: он ищет пищи для души, а светская чернь его не
понимает". Не правда ли, господа!
Теперь очень легко решить вопрос, и как пишутся водевили. Это делается очень просто.
"Театральная дирекция говорит водевилисту: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь". А водевилист
думает себе: "Пожалуй, изволь, братец!" да тут всё в один вечер и напишет". Вот как пишутся водевили!
Новый водевиль г. Федора Кони носит на себе яркие признаки водевильного происхождения.
Знаменитый наш драматург так торопился окончанием своего творения, что даже не успел ни написать к
нему предисловия, снабдить его какою-нибудь тирадкою из Шекспира, Гомера, Байрона или Гете, ни
наставить замысловатых эпиграфов 2, взятых из арабских и санскритских поэтов. Впрочем, новый
водевиль г. Кони от этого нисколько не хуже, если еще не лучше - что предоставляем решить потомству.
Мы не станем здесь входить в подробное рассмотрение этого гениального водевиля; да и для чего бы мы
это сделали? - ведь все водевили, особенно переделываемые с французского, удивительно как похожи
друг на друга. Что же касается собственно до нового создания водевильной музы г. Кони, оно особенно
отличается верностию действительности, Так что, в этом отношении, "Горе от ума" и "Ревизор" кажутся
самыми ничтожными произведениями. Новость вымысла также составляет одно из самых ярких
достоинств "Страсти сочинять" г. Кони. Что касается до куплетов, то вот несколько образчиков, в
которых мы ничего не переменяем и не поправляем, кроме знаков препинания, чем думаем оказать
знаменитому нашему драматургу немалую услугу:
Кинжалы и яды -
Вот наши отрады!
Все виды смертей,
Удары мечей,
И казнь палачей,
И когти чертей,
Жалеть не должны мы!
Пусть будут казнимы,
Душимы, давимы -
Все лица тотчас!
Стр.1