Зарубежная литература Анастасия СТРОКИНА ОДЕН И НИБУР: «ВОЗВРАЩЕНИЕ» В ХРИСТИАНСТВО «То, с чем он нас оставил, равнозначно Евангелию, вызванному и наполненному любовью, которая является какой угодно, только не конечной, — любовью, которая никак не помещается целиком в человеческой плоти и по тому нуждается в словах.» <...> Что же «узнал» Оден о любви в этот — самый духовно напряженный — период своей жизни? <...> Достаточно сказать, что самые значимые свои произведе ния Оден создал уже в традиции христианской этики: «Новогоднее письмо», «На время», «Море и зеркало», «Век тревоги» — знаменитые четыре поэмы, не считая мно гочисленных стихотворений, эссе, лекций. <...> Нибур — своими пуб личными высказываниями, участием в социальных кам паниях и выступлениями против нацизма. <...> Рейнхольд Нибур был одним из тех, кто в формирова нии общественных процессов, а также и в индивидуаль ном становлении человека признавал за религией опреде ляющую роль. <...> Именно эти годы стали своеобразной кульминацией начавшегося ранее по вышенного интереса к проблеме секуляризации культу ры и оценке этого процесса в свете кризиса христианской религии, ее положения в «век тревоги» (Оден). <...> В этом смысле Оден, как и Нибур, — поэт современного мира, пусть загнанного, пусть «бездуховно го», как его упорно называли теологи того времени, но все же не века «золотого», давно прошедшего, идеального, о котором можно прочесть у Йейтса, Элиота, Паунда. <...> И поэт, и теолог протягивают нам своеобразную нить Ариадны, предлагают простой от вет на детский вопрос о смысле существования: «любовь как закон» (Оден), «любовь как прощение» (Нибур). <...> В работе Нибура «Опыт интерпретации христианской этики» есть важная для понимания всей его концепции глава «Любовь как прощение». <...> Оден рассуждает о браке, это своеобразная эпиталамия в стилистике «метафи 9 Нибур Ричард, Нибур Рейнхольд. <...> Однако это не просто на бор общеизвестных истин, это еще и в каком <...>