Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология физической культуры (250,00 руб.)

0   0
АвторыЯковлев Б. П., Бабушкин Г. Д.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц625
ID641265
АннотацияУчебник «Психология физической культуры» написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям: 034300.62 – «Физическая культура», 034400.62 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 034600.62 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и 032101 – «Физическая культура». Учебник состоит из трех частей: «Общая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта». В учебнике изложены основные вопросы психологии человека, психических проявлений, групповой динамики, а также закономерности психической активности человека, проявляющейся в процессе физического воспитания и спорта. Знание психологии будет служить основой при сопровождении и организации физического воспитания в школе, при различных видах подготовки спортсменов.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300.62 - Физическая культура
Кому рекомендованоДля преподавателей и студентов факультетов и вузов физической культуры.
ISBN978-5-906839-11-4
УДК796.01:159.9(075.8)
ББК88.4я73
Психология физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / ред.: Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин .— Москва : Спорт, 2016 .— 625 с. : ил. — ISBN 978-5-906839-11-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/641265 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_физической_культуры.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.618
Стр.619
Стр.620
Стр.621
Стр.622
Стр.623
Психология_физической_культуры.pdf
Стр.1
УДК 796.01:159.9(075.8) ББК 88.4я73 П86 Рецензенты: А. Н. Николаев, доктор психологических наук, профессор; В. А. Зобков, доктор психологических наук, профессор; В. Д. Повзун, доктор педагогических наук, профессор П86 Психология физической культуры : учебник / под ред. Б. П. Яковлева, Г. Д. Бабушкина. – М. : Спорт, 2016. – 624 с. : ил. ISBN 978-5-906839-11-4 Учебник «Психология физической культуры» написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлениям: 034300.62 – «Физическая культура», 034400.62 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 034600.62 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и 032101 – «Физическая культура». Учебник состоит из трех частей: «Общая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта». В учебнике изложены основные вопросы психологии человека, психических проявлений, групповой динамики, а также закономерности психической активности человека, проявляющейся в процессе физического воспитания и спорта. Знание психологии будет служить основой при сопровождении и организации физического воспитания в школе, при различных видах подготовки спортсменов. Для преподавателей и студентов факультетов и вузов физической культуры. УДК 796.01:159.9(075.8) ББК 88.4я73 ISBN 978-5-906839-11-4 © Яковлев Б. П., Бабушкин Г. Д., Науменко Е. А., Сальников В. А., Апокин В. В., Бабушкин Е. Г., Шумилин А. П., 2016 © «Издательство «Спорт». Оформление, 2016
Стр.2
CОДЕРЖАНИЕ Часть первая ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Введение ........................................................................................................................................................... 3 Глава 1. Введение в основы психологии (Б.П. Яковлев) .................................................... 6 1.1. Понятие психологии, объект и предмет психологии ............................................ 6 1.2. Сущность психического, задачи и место психологии ........................................... 9 1.3. Значение изучения психологии для студентов, будущих специалистов в области физического воспитания и спорта .......................................................... 17 Глава 2. Краткий очерк истории психологии (Б.П. Яковлев) ......................................... 19 2.1. Период донаучной психологии ..................................................................................... 19 2.2. Период философской психологии ............................................................................... 20 2.3. Научный период ................................................................................................................. 23 2.4. Возникновение психологии в России ........................................................................ 29 Глава 3. Методы психологии (Б.П. Яковлев) ............................................................................ 35 3.1. Понятие научного метода ............................................................................................... 35 3.2. Классификация методов в психологии ...................................................................... 36 3.3. Психодиагностические методы ..................................................................................... 42 3.4. Методы количественно-качественного анализа (способы обработки данных) ......................................................................................... 44 Глава 4. Общее представление о психике (Б.П. Яковлев) ................................................. 50 4.1. Развитие психики .............................................................................................................. 50 4.2. Строение и функционирование психики человека ............................................... 52 4.3. Функциональная организация человеческого мозга ............................................ 56 4.4. Межполушарная асимметрия мозга ........................................................................... 60 4.5. Учение о высшей нервной деятельности ................................................................... 62 4.6. Функциональная структура условного рефлекса .................................................. 63 4.7. Рефлекторное кольцо и уровни движений по Н.А. Бернштейну ..................... 65 4.8. Сигнальная деятельность головного мозга .............................................................. 71 Глава 5. Психика и сознание человека (Б.П. Яковлев) ....................................................... 74 5.1. Сознание человека ............................................................................................................ 74 5.2. Самосознание ...................................................................................................................... 79 5.3. Сознание и бессознательное .......................................................................................... 82 5.4. Психологическая защита ................................................................................................ 86 5.5. Общественное сознание .................................................................................................. 92 Глава 6. Познавательные психические процессы (Б.П. Яковлев) ................................. 95 6.1. Чувственные формы познания действительности ................................................. 95 6.2. Перцептивный процесс человека ................................................................................. 102 Глава 7. Рациональные процессы познания (Б.П. Яковлев) ............................................ 112 7.1. Мнемический процесс ..................................................................................................... 112 7.2. Образ представлений ....................................................................................................... 121 7.3. Имажинитивный процесс человека ............................................................................ 129 618
Стр.618
7.4. Аттенционный процесс человека (внимание) ..................................................... 134 7.5. Высшие функции рационального уровня познавательной сферы ............... 139 7.6. Общая характеристика речи ...................................................................................... 146 7.7. Интуиция и интуитивность ....................................................................................... 151 Глава 8. Психологическая характеристика деятельности человека (Б.П. Яковлев) ...................................................................................................................... 160 8.1. Понятие деятельности ................................................................................................. 160 8.2. Основные характеристики деятельности .............................................................. 161 8.3. Виды деятельности ........................................................................................................ 165 8.4. Умения и навыки ........................................................................................................... 168 8.5. Деятельность и поведение .......................................................................................... 169 Глава 9. Психология личности (Б.П. Яковлев) .................................................................... 172 9.1. Общее понятие личности ............................................................................................ 172 9.2. Основные уровни человеческой организации ..................................................... 173 9.3. Теории личности ............................................................................................................ 175 9.4. Развитие личности ........................................................................................................ 177 9.5. Движущие силы, условия и источники развития личности ........................... 180 9.6. Закономерности психического развития .............................................................. 181 9.7. Структура личности ...................................................................................................... 182 9.8. Типология личности ..................................................................................................... 185 Глава 10. Индивидуально-психологическая сфера личности (Б.П. Яковлев) ...... 190 10.1. Темперамент человека ................................................................................................ 190 10.2. Характер ........................................................................................................................... 202 Глава 11. Способности и одаренность человека (Б.П. Яковлев) ................................... 218 11.1. Природные предпосылки способностей и их развитие ................................... 218 11.2. Характеристики и классификация способностей ............................................. 220 11.3. Оценка умственных способностей .......................................................................... 222 Глава 12. Направленность личности: мотивационно-потребностная сфера (Б.П. Яковлев) ...................................................................................................................... 225 12.1. Направленность личности ......................................................................................... 225 12.2. Определение мотивации, ее основные составляющие ..................................... 229 Глава 13. Эмоционально-волевая сфера (Б.П. Яковлев) ................................................... 250 13.1. Эмоциональная сфера ................................................................................................. 250 13.2. Волевая сфера личности ............................................................................................. 262 Глава 14. Психология общения и межличностные отношения (Б.П. Яковлев) ... 270 14.1. Общение ........................................................................................................................... 270 14.2. Межличностные отношения ..................................................................................... 278 Часть вторая ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Глава 1. Предмет, задачи и методы психологии физического воспитания (Г.Д. Бабушкин) .................................................................................................................. 296 1.1. Предмет психологии физического воспитания ................................................. 296 1.2. Задачи психологии физического воспитания .................................................... 297 1.3. Методы исследования ................................................................................................. 298 619
Стр.619
Глава 2. Психологическая xарактеристика деятельности в физическом воспитании (Е.Г. Бабушкин) ........................................................................................... 304 2.1. Цель и задачи физического воспитания .................................................................... 304 2.2. Мотивация при занятиях физической культурой ................................................. 305 2.3. Воспитательное воздействие физической культуры и спорта .......................... 307 2.4. Учет возрастных особенностей при воспитательной работе в условиях физкультурно-спортивной деятельности ................................................................. 309 Глава 3. Активизация деятельности учащихся в процессе физического воспитания (Е.Г. Бабушкин) ............................................................................................ 313 3.1. Виды активности и факторы, ее обусловливающие .............................................. 313 3.2. Способы повышения активности учащихся на уроке .......................................... 315 3.3. Особенности внимания учащихся при занятиях физической культурой ..... 317 Глава 4. Психологические основы активизации физического самовоспитания обучающихся (Г.Д. Бабушкин) ....................................................................................... 320 4.1. Самооценка как побудитель физического самовоспитания ............................... 320 4.2. Этапы физического самовоспитания подростков и старшеклассников ......... 321 4.3. Руководство физическим самовоспитанием школьников .................................. 323 Глава 5. Психологические основы обучения двигательным действиям (Г.Д. Бабушкин) ...................................................................................................................... 326 5.1. Управление движениями как педагогическая проблема ..................................... 326 5.2. Предпосылки к обучению спортивным упражнениям ......................................... 330 5.3. Функции преподавателя в процессе обучения движениям ................................ 331 5.4. Представление о движении в структуре формирования двигательного навыка .................................................................................................................................... 333 5.5. Двигательные ощущения и специализированные восприятия ......................... 334 5.6. Содержание обучающей программы ........................................................................... 335 5.7. Индивидуальный подход при обучении спортивным действиям .................... 337 Глава 6. Проявление и воспитание воли в процессе занятий физической культурой (Г.Д. Бабушкин) .............................................................................................. 340 6.1. Проявление воли при выполнении физических упражнений ........................... 340 6.2. Возрастные проявления воли ........................................................................................ 342 6.3. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом ...... 343 Глава 7. Психологическая характеристика профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера (Г.Д. Бабушкин) ............................ 346 7.1. Структура спортивно-педагогической деятельности ........................................... 346 7.2. Характеристика стилей руководства в спортивно-педагогической деятельности ........................................................................................................................ 348 7.3. Творческая активность учителя, тренера .................................................................. 350 Глава 8. Психология общения в физкультурно-педагогической деятельности (Г.Д. Бабушкин) ...................................................................................................................... 353 8.1. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения ................................................................................................................................. 353 8.2. Взаимопонимание – предпосылка эффективности в общении ......................... 354 8.3. Стили педагогического общения и барьеры в общении ...................................... 357 8.4. Коммуникативная компетентность как условие успешности педагогической деятельности ........................................................................................ 359 620
Стр.620
Глава 9. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя физической культуры (Г.Д. Бабушкин) .................................................................... 363 9.1. Понятие профессионально-педагогической направленности личности учителя физической культуры .................................................................. 363 9.2. Интерес к физкультурно-спортивной педагогической деятельности ............ 364 9.3. Формирование профессионального интереса к физкультурно-спортивной педагогической деятельности ........................................................................................ 366 9.4. Склонность к педагогической деятельности ............................................................ 368 9.5. Психолого-педагогические критерии профессионального мастерства учителя физической культуры и пути его повышения ........................................ 369 Часть третья ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА Глава 1. Введение в психологию спорта (Г.Д. Бабушкин) ................................................. 372 1.1. Предмет психологии спорта ........................................................................................... 372 1.2. Развитие психологии спорта в России ....................................................................... 373 1.3. Задачи психологии спорта .............................................................................................. 374 Глава 2. Психологическая характеристика спортивной деятельности (В.А. Сальников, Г.Д. Бабушкин) ................................................................................. 378 2.1. Психологическая система спортивной деятельности ........................................... 378 2.2. Психологические особенности спортивной деятельности ................................. 387 2.3. Структура и этапность спортивной деятельности ................................................. 388 Глава 3. Мотивация спортивной деятельности (Е.Г. Бабушкин) .................................. 392 3.1. Спортивная мотивация в структуре личности ........................................................ 392 3.2. Структурно-функциональная модель спортивной мотивации ......................... 395 3.3. Проявление мотивации в спортивной деятельности ............................................ 397 3.4. Характеристика типов отношений к занятиям спортом ...................................... 400 Глава 4. Формирование и управление спортивной мотивацией в системе многолетней подготовки спортсменов (Е.Г. Бабушкин) .................................. 403 4.1. Формирование спортивной мотивации на этапе начальной специализации .................................................................................................................... 403 4.2. Формирование спортивной мотивации на этапе углубленной специализации .................................................................................................................... 411 4.3. Активизация спортивной мотивации на этапе высшего спортивного мастерства ............................................................................................................................. 414 4.4. Управление предсоревновательной спортивной мотивацией на этапе высшего спортивного мастерства ............................................................... 414 4.5. Формирование мотивации в спорте высших достижений .................................. 416 Глава 5. Психология личности спортсмена и тренера (Г.Д. Бабушкин) ...................................................................................................................... 420 5.1. Структура личности ......................................................................................................... 420 5.2. Личность и спорт ............................................................................................................... 422 5.3. Личность тренера и авторитет ...................................................................................... 423 5.4. Творчество тренера ........................................................................................................... 426 621
Стр.621
Глава 6. Психология спортивного коллектива (Г.Д. Бабушкин) ............................... 430 6.1. Понятие и признаки спортивного коллектива .................................................... 430 6.2. Структура спортивной команды .............................................................................. 431 6.3. Динамические процессы в команде ......................................................................... 431 6.4. Совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности .................. 434 6.5. Психологические особенности руководства спортивной командой ........... 435 6.6. Управление общением в команде ............................................................................ 436 Глава 7. Значение и содержание психорегуляции в спорте (Г.Д. Бабушкин) .... 443 7.1. Понятие и назначение психорегуляции в подготовке спортсменов ............ 443 7.2. Идеомоторная тренировка ......................................................................................... 444 7.3. Идеомоторные акты при настройке к действию ................................................. 445 7.4. Методические рекомендации по идеомоторной тренировке ......................... 447 7.5. Психофизиологические основы психорегуляции .............................................. 449 7.6. Методы психорегуляции ............................................................................................. 453 Глава 8. Психологические основы физической подготовки спортсмена (Г.Д. Бабушкин, В.В. Апокин) ..................................................................................... 459 8.1. Психологическая сущность физической подготовки ....................................... 459 8.2. Психологическая характеристика основных физических качеств .............. 460 8.3. Условия, способствующие максимальному проявлению физических качеств ............................................................................................................................. 462 8.4. Осознание физических качеств ................................................................................ 465 8.5. Интеграция физических и психологических средств и методов при развитии силы, быстроты, выносливости у юных спортсменов ........... 465 Глава 9. Психологические основы тактической подготовки спортсмена (Г.Д. Бабушкин, В.В. Апокин) ..................................................................................... 471 9.1. Понятие тактики, тактической подготовки, задачи тактической подготовки ........................................................................................................................ 471 9.2. Психологические особенности мышления в спортивной деятельности .................................................................................................................... 473 9.3. Психологические особенности планирования тактических действий ....... 474 9.4. Факторы, обусловливающие принятие решения ............................................... 476 9.5. Индивидуальный стиль деятельности в спорте .................................................. 477 9.6. Формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности спортсменов .......................................................................................... 479 9.7. Рефлексивные процессы в спорт ивной деятельности ...................................... 480 Глава 10. Принятие решений в соревновательной деятельности (А.П. Шумилин) .................................................................................................................. 484 10.1. Вероятностное прогнозирование в соревновательной деятельности .................................................................................................................. 484 10.2. Принятие решения как проблема соревновательной деятельности спортсмена-единоборца ............................................................................................. 488 10.3. Психологический анализ процесса принятия решения в спортивном поединке .............................................................................................. 490 10.4. Профессионально важные качества, обусловливающие принятие решения ............................................................................................................................ 494 622
Стр.622
Глава 11. Интуиция и интуитивность в спорте (Е.А. Науменко) ................................. 497 11.1. Содержательный анализ понятий интуиции и интуитивности .................. 497 11.2. Реализация интуиции в спортивной деятельности ......................................... 502 11.3. Интуиция и антиципация ......................................................................................... 504 Глава 12. Психология спортивного соревнования (Г.Д. Бабушкин) .......................... 509 12.1. Психологические особенности спортивного соревнования ......................... 509 12.2. Характеристика предстартовых состояний ........................................................ 511 12.3. Состояние психической готовности спортсмена ............................................. 513 12.4. Диагностика предстартового состояния спортсмена ...................................... 515 12.5. Регуляция предстартовых состояний .................................................................. 516 12.6. Предстартовая психологическая подготовка спортсмена ............................. 518 Глава 13. Психические состояния в спорте и их регуляция (Г.Д. Бабушкин) ...... 521 13.1. Общее понятие и параметры состояний .............................................................. 521 13.2. Характеристика психических состояний в спортивной деятельности .... 532 13.3. Причины возникновения неблагоприятных психических состояний ..... 536 13.4. Предотвращение неблагоприятных психических состояний ...................... 539 13.5. Внушение как метод регуляции психических состояний ............................. 541 Глава 14. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов (Г.Д. Бабушкин) .................................................................................................................. 546 14.1. Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов ........ 546 14.2. Психологическое обеспечение тренировочного процесса ............................ 549 14.3. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям .......................................................................................................... 551 Глава 15. Психологический контроль в системе подготовки спортсменов (Г.Д. Бабушкин) .................................................................................................................. 578 15.1. Система комплексного психологического контроля в спорте .................... 578 15.2. Виды и объекты психологического контроля ................................................... 580 15.3. Оценка психической готовности спортсмена .................................................... 583 15.4. Модель управления психологической подготовкой спортсменов к соревнованию на основе результатов текущего контроля психологической подготовленности ..................................................................... 587 15.5. Психологическое тестирование: шкалы, требования ..................................... 589 Глава 16. Проявление психомоторной сферы спортсмена (Г.Д. Бабушкин) ......... 592 16.1. Понятие и структура психомоторики человека ................................................ 592 16.2. Исследование психомоторных способностей .................................................... 595 16.3. Точность движений и определяющие ее факторы ........................................... 596 16.4. Возрастные особенности развития психомоторных способностей ........... 599 16.5. Быстрота в структуре психомоторики ................................................................. 600 16.6. Осознание и автоматизм движений ...................................................................... 603 Глава 17. Психодиагностика в спорте (Г.Д. Бабушкин) .................................................... 607 17.1. Предмет психодиагностики в спорте .................................................................... 607 17.2. Методики психодиагностических измерений в спорте ................................. 610 17.3. Требования к тестам психодиагностики и процедуре тестирования ........ 614 623
Стр.623

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.