КАРЛ ХРИСТИАН ФЕЛЬМИ
(диакон Василий)
ВВЕДЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОЕ
ПРАВОСЛАВНОЕ
БОГОСЛОВИЕ
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ
ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКВА 2014
Стр.1
УДК 271.2—1 (075)
ББК 86.372
Ф 39
Допущено к распространению Издательским советом
Русской Православной Церкви
№ ИС14-322-2744
Карл Христиан Фельми.
Ф 39 Введение в современное православное богословие. — М. : Свято-Филаретовский
православно-христианский институт, 2014. – 352 с. : 8 цв. ил.
ISBN 978-5-891000-119-0
Книга профессора Карла Христиана Фельми (диакона Василия) «Введение в современное
православное богословие» знакомит читателя с основными богословскими
понятиями, принятыми в православном учении, и историей их становления
вплоть до современности, раскрывает связь богословия и православного опыта
жизни и мысли. Для этого автор обращается не только к догматическим вопросам,
но и к богослужебной традиции, и к аскетической практике, подчеркивая единство
учения, его богословских интерпретаций и литургического молитвенного опыта.
Книга адресована как преподавателям и студентам духовных заведений, так и широкому
кругу читателей, интересующихся православной христианской традицией и
наследием крупнейших православных богословов.
ISBN 978-5-891000-119-0
© К. Х. Фельми
© Свято-Филаретовский
православно-христианский
институт, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
7
9
11
Предисловие ко второму русскому изданию
Список сокращений
Список основной литературы
19 Глава 1 Ви1дэхомъ свётъ и4стинный
ОПЫТНОЕ БОГОСЛОВИЕ
47 Глава 2 Ви1дэніе въ неви1дэніи
АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
64 Глава 3 Пріиди1те, лю1діе, тріmпостaсному б9ствY поклони1мсz
ОПЫТНАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ БОГА КАК ОТЦА
И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА
64
75
3.1 Вёрую во є3ди1наго бг7а nц7A
Единоначалие (μοναρχία) Отца
3.2 И$жє t nц7A и3сходsщаго
Спор вокруг Filioque
87 Глава 4 И# во є3ди1наго гDа їи7са хrтA, сн7а б9іz, є3динор0днаго
ХРИСТОЛОГИЯ
87
4.1 Е#ди1нъ сhй с™hz трbцы
Асимметричная христология
Стр.3
95
108
128
4.2 СебE ўмaлилъ, зрaкъ рабA пріи1мъ
Уничижение Бога Слова
4.3 Е#стеств0мъ неwпи1санный б9eственнымъ твои1мъ сhй,
на послBднzz, вLко, вопл0щьсz, и3зв0лилъ є3си2 њписовaтисz
Христология как богословие иконы
4.4 Честнёйшую херув‡мъ и3 слaвнэйшую без8 сравнeніz сераф‡мъ
Мариология как теотокология
155 Глава 5 И# въ дх7а с™aго, гDа, животворsщаго
ПНЕВМАТОЛОГИЯ
155
167
179
5.1 Свётъ и3 свёта подaтель
Лицо и действие Святого Духа
5.2 Ди1венъ бг7ъ во с™hхъ свои1хъ
Святые как обнаружение Святого Духа
5.3 Предстояние Богу
Моление во Святом Духе
186 Глава 6 Ћкоже бо бг7ъ съ вaми б0ги бyду
ИСКУПЛЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ
186
191
200
205
6.1 Учение о спасении в школьном богословии
6.2 Спор о сотериологии в русском богословии
6.3 Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились
Опыт возвращения к сотериологии святых Отцов
6.4 И#скупи1лъ ны2 t клsтвы зак0нныz честн0ю твоeю кр0вію
Сотериология православных песнопений и молитв
217 Глава 7 Нaсъ же всёхъ t є3ди1нагw хлёба и3 чaши
причащaющихсz, соедини2 дрyгъ ко дрyгу,
во є3ди1нагw дх7а с™aгw причaстіе
ОПЫТ ЦЕРКВИ В ЕВХАРИСТИИ
217
223
7.1 Развитие традиционной православной экклезиологии
7.2 Евхаристическая экклезиология у о. Николая Афанасьева
Стр.4
232
235
7.3 Евхаристическая экклезиология у о. Александра Шмемана
7.4 Евхаристическая экклезиология у митр. Иоанна (Зизиуласа)
246 Глава 8 Тaйна сіS великA є3сть: ѓзъ же глаг0лю
во Хrта и3 во цRковь
ТАИНСТВА В ОПЫТЕ ЦЕРКВИ
256
268
268
273
280
292
296
303
309
309
313
323
8.1 Е#ли1цы во хrтA кrти1стесz, во хrтA њблек0стесz. ґллилyіа
Крещение и миропомазание
8.2 ЦRь бо цaрствующихъ и3 гDь гDствующихъ прих0дитъ
заклaтисz и3 дaтисz въ снёдь вBрнымъ
Евхаристия
8.2.1
8.2.2
8.2.3
8.2.4
8.2.5
Экклезиологический аспект Евхаристии
Евхаристия как эсхатологическое событие
Таинство претворения Святых Даров
Божественная Литургия как бескровная жертва
Причащение святых Христовых Таин
8.3 Покаsніz tвeрзи ми2 двeри, жизнодaвче
Покаяние
8.4 Бжcтвеннаz бл7годaть, всегдA немощн†z врачyющи
и3 њскудэв†ющаz восполнsющи
Поставление во священство
8.4.1
8.4.2
8.4.3
Степени священства и чин поставления
Священнические поставления в богословской
полемике
Влияние евхаристической экклезиологии на учение
о поставлении и священнослужении
328 Глава 9 И# жи1зни бyдущагw вёка
ОСНОВНАЯ УСТАНОВКА ПРАВОСЛАВНОГО
БОГОСЛОВИЯ НА ЭСХАТОЛОГИЮ
337
338
Источники изобразительных материалов
Именной указатель
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
КО ВТОРОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Кто хочет плавать, тот должен когда-то познакомиться с водой. Точно так же вера
христианина не полна без церковного опыта. Это мне впервые стало ясно, когда я,
будучи молодым студентом, изучал лютеранское богословие. В то время я жил в церковной
общине, где каждое воскресенье совершалась Святая Евхаристия. Длинная
молитва по восточной традиции подкреплялась верой всех молящихся, что хлеб и
вино претворяются в самое тело и самую кровь Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
В то же самое время я принимал участие в семинаре по Новому Завету о Тайной
вечери, который возглавлял профессор, считавшийся специалистом по этому предмету.
Сомнения у меня возникли не из-за того, что он использовал критические методы.
Наоборот. Чем дальше, тем больше я считаю, что эти методы важны, во всяком случае
неизбежны и часто полезны для более глубокого понимания основ нашей веры. Но
мне показалось, что у этого профессора отсутствовал церковный опыт Евхаристии.
В результате при правильных научных выводах все стояло на неправильной основе.
Без церковного опыта нельзя постичь евхаристическое богословие!
Это было коренное событие, которое заставило меня задуматься и более серьезно
оценить значение церковного опыта. Но было и другое. Много лет спустя,
когда я был уже профессором богословия, мы с группой студентов на Пасху посетили
православного священника. Он начал богословскую беседу o Filioque, об иерархии,
о форме и материи таинств и т. д. У священника, наверное, был церковный опыт, но
он не был связан с его богословским мышлением. Для него богословие являлось рядом
правильных предложений, оторванных от церковного опыта. Нельзя оспаривать
важность правильных предложений, они нужны, особенно те, что в Символе веры
и в оросах (ὅροι) Вселенских соборов. Они определяют и охраняют правую веру.
Они отделяют субъективное мышление и переживание с одной стороны от церковного
опыта с другой. Правильные предложения необходимы для веры Церкви. Но
они — не самая вера. Церковь живет не предложениями, но опытом, который эти
предложения выражает. Эти выводы, конечно, не ограничиваются православием,
но для меня стали особенно убедительными православные богословы, потому что в
православии сфера церковного опыта шире и богаче, чем где-нибудь еще.
7
Стр.7
8 Предисловие ко второму русскому изданию
Когда много лет тому назад мне поручили написать введение в православное
богословие, я хотел выразить именно это. Поэтому я отдал предпочтение православным
авторам, богословское мышление которых образовалось этим опытом и
которые основывают богословие на том, что испытывает церковная вера.
Моя книга «Введение в православное богословие» к настоящему времени
переведена на русский, итальянский, румынский, испанский, польский и болгарский
языки. Это значит, что православные и западные читатели принимают книгу как
достоверное изложение православной веры. За это я от всей души им благодарен.
Главная цель моей книги — показать сокровища православия православным и
инославным читателям. Это я расцениваю как мой вклад в диалог и более глубокое
взаимопонимание между христианами западной и восточной традиции.
Я очень благодарен Евгению Михайловичу Верещагину за перевод и прот. Александру
Троицкому за проверку первого издания. Дополнения ко второму изданию я
сам написал на русском языке. Я глубоко обязан Аркадию Михайловичу Костерину
(Нюрнберг) и особенно прот. Александру Троицкому за проверку и корректуру этих
частей.
Особую благодарность хочу выразить о. Георгию Кочеткову и сотрудникам СФИ
за осуществление второго издания.
Эффельтрих, 1/14 января 2012 г.
день св. Василия Великого
Карл Христиан Фельми
(диакон Василий)
Стр.8
Карл Христиан Фельми
ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЕ
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
Издание подготовили:
Ответственный за выпуск Кирилл Мозгов
Редактор Ирина Кольцова
Корректор Марина Писаревская
Оформление, макет и верстка Анны Данилевич
Благодарим за помощь свящ. Александра Троицкого,
Тимофея Кушнира, Марину Оприщенко
На обложке: Икона «Спас в силах» (XV в.)
Свято-Филаретовский православно-христианский институт
105062, г. Москва, ул. Покровка, 29, нежилое помещение 2
Тел. (495) 623-0380
E-mail: info@sfi.ru • http://www.sfi.ru
Подписано в печать 06.03.2014. Формат 70×100×16. Печать офсетная.
Бумага офсетная. Гарнитура Литературная. Печ. л. 22,5. Тираж 1000.
Отпечатано в типографии издательско-полиграфической фирмы «Реноме»
192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 40
Тел./факс: (812) 766-0566, http://www.renomespb.ru
Издания Свято-Филаретовского православно-христианского института
вы можете приобрести в интернет-магазине www.predanie.org
Стр.360